Проблема гуманизма европейской культуры в эпистолярном диалоге Бенедетто Кроче и Томаса Манна
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-12-149-160Ключевые слова:
гуманизм, тоталитаризм, европейская культура, Бенедетто Кроче, Томас Манн.Аннотация
В основе статьи – анализ переписки двух интеллектуалов, оказавших значительное воздействие на формирование либерального дискурса Европы 1930-х гг., когда появляется понятие «гуманистический фронт» (die humanistische Front). Идеи гуманизма и тоталитаризма занимали центральное
место в культурно-философских размышлениях Томаса Манна; проблема гуманизма в связи с философией свободы притягивала и Кроче. Поэтому в центре их интеллектуального обмена находятся идеи и тексты, которые так или иначе касаются проблемы сохранения гуманистических ценностей и свободы под угрозой тоталитаризма и нравственно-политического «одичания». В 1920-е гг. гуманизм важен для обоих как сохранение высших
достижений культуры, на которую наступает человек массы. Оба противопоставляют «аполитичный гуманизм», который выработала культура Германии, политизированной «латинской цивилизации» (рецензия Кроче на «Размышления аполитичного» Манна). В начале 1930-х гг. Кроче пересылает Манну свою статью «Антиисторизм», в центре которой – проблема «гуманизма истории» и общеевропейский культурно-политический кризис, связанный с «падением либеральной идеи» (Кроче) и «политическим антигуманизмом» (Томас Манн). Тоталитаризму они противопоставляют идею общеевропейского «нового гуманизма», носителями которой, «воплощенными детьми свободы», являются европейские интеллектуалы, сохранившие «естественную психологическую связь» с классической культурой. Круг этих идей разрабатывается как в книге «История Европы XIX в.», которую Кроче посвящает Манну, так и в эссе Манна «Гёте и Толстой», опубликованном с подзаголовком «Фрагменты к проблеме гуманизма» и с отсылкой к философии Кроче. Классическая литература воплощает культурное «равновесие», где нравственное и разумное господствует над беспорядочным материальным хаосом, где рождается единый espriteuropéen – между национализмом и космополитизмом, между аристократизмом и демократизмом, между индивидуальностью и государством, где появляется настрой «человечества» на справедливость и свободу.