Г.В.Ф. Гегель о начале философии
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-12-138-148Ключевые слова:
Гегель, история философии, начало философии, философия духа, познание, самопознание, абсолют, противоречие, свобода, прогрессАннотация
В статье обосновывается современное значение историко-философских идей Г.В.Ф. Гегеля и реконструируется понимание им начала философии, необходимое для прояснения фундаментальных оснований философии как системы самосознания абсолютного духа. В то же время гегелевское решение проблемы трактуется в статье как образец специального исследования философии у греков и истории европейской философии и культуры. Гегелевская постановка вопроса о начале философии позволяет, по мнению автора, обратиться к трудам классиков антиковедения и проследить трансформацию взглядов на рождение греческой философии и начало европейского мышления вообще, а также рассмотреть возникающие в связи с этим проблемы. Среди них автор выделяет европоцентрическое толкование формулы Vom Mythos zum Logos, а также противоречивость гегелевского понимания исторического развития философии. Автор обращается к анализу взглядов Г. Глокнера, у которогоPhänomenologie des Geistes превращается в Abenteuer des Geistes. Дополнительные аргументы автор находит в современных трактовках логоса и мифа как пути от логоса к мифу. Проводится мысль о том, что уверенность в научном поступательном движении основывалась у Гегеля на идее диалектического самодвижения, но была чревата позицией исторической ретроспективы. В гегелевской концепции субстанции-субъекта человек как творческое существо был потерян. Подчеркивается, что разрушение уверенности в интеллектуальном и историческом
прогрессе обнажало иррациональные подосновы развития и переводило понимание историко-философского процесса в плоскость полицентризма.