Феноменология в парадигме натуралистического поворота
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-12-56-66Ключевые слова:
сознание, феноменология, натурализм, когнитивные науки, нейрофеноменологияАннотация
Предметом статьи является одна из наиболее значимых современных тенденций во взаимоотношении философии и когнитивных наук применительно к исследованию познания и сознания: натуралистические «расширения» феноменологии в парадигме нейрофеноменологии (Ф. Варела, Э. Томпсон, Д. Захави, Ш. Галахер и др.). С позиций классической феноменологии Э. Гуссерля дана оценка предложенным вариантам интегративных моделей феноменологии и нейробиологии: феноменологическому анализу интроспективных презумпций психологических и нейронаучных экспериментов, соучастию феноменологии в формировании дизайна экспериментальных ситуаций, наконец, феноменологическому анализу концептуальных ресурсов психологического и нейронаучного исследований. Обосновано, что в изучении познания и сознания с позиций нейрофеноменологии методологически корректнее говорить не о заявленных интегративных моделях, а о взаимодополнительности исследовательских стратегий феноменологии и когнитивных наук, поскольку в рамках предлагаемых моделей онтологические и теоретико-познавательные допущения в философских основаниях когнитивных наук (термин В.С. Степина) не сводимы к феноменологическим. Итоговый вывод статьи состоит в том, что «нейрофеноменология» является не строгим философским понятием, а метафорой междисциплинарного дискурса, отражающей современные устремления к интеграции
результатов исследований в философии и дисциплинарно разнесенных областях современного научного знания: натуралистическую установку на достижение научно верифицируемой истины с философским анализом конструктивно-реалистических устремлений человеческого разума.