Компаративный анализ представлений Джалаладдина Руми, Анри Бергсона и Шри Ауробиндо Гхоша об интуиции и духовной любви
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-11-188-197Ключевые слова:
сознание, дух, творчество, интеллект, интуиция, внутреннее знание, внешнее знание, единство материи и духа, психическая энергия, духовная любовьАннотация
В статье анализируются представления Джалаладдина Руми (XIII в.), Анри Бергсона (1859–1941) и Шри Ауробиндо Гхоша (1872–1950) об интуиции и духовной любви. Цель статьи – показать, что три мыслителя, живших в разные исторические эпохи, не знакомых с творчеством друг друга, высказали схожие идеи духовной любви и интуиции. По мнению Руми, представление о человеке как божьем рабе или слуге стоит значительно ниже, чем представление о человеке как возлюбленном бога, так как мешает увидеть образ бога во внутреннем мире человека; просветленная душа человека стремится к слиянию с мировой душой. Высшей целью интегральной йоги Ауробиндо является единство тела, души и духа, благодаря которому в человеке проявляется скрытая духовная сила, обладающая божественной природой, человек превращается в инструмент действия божественной воли – Шакти. Руми видит смысл жизни человека в раскрытии творческих способностей. Бергсон определяет интуицию как энергию доброжелательности, с помощью которой преодолевается интеллектуальная ограниченность людей. Человек, по Бергсону, является творческим существом, в деятельности которого проявляется творческий порыв; в свою очередь этот порыв вызывает к жизни интуицию. Сравнивая взгляды трех мыслителей, мы обнаруживаем пантеистическую установку, которая делает соизмеримыми различные мировоззрения и дает основу для компаративистского их изучения, на что указывал еще в XI в. выдающийся среднеазиатский ученый – энциклопедист Абу Рейхан Бируни. На наш взгляд, идеи духовной любви и интуиции являются тем мостом, который соединяет западную и восточную культуры, сильно отличающиеся между собой.