Социологический скептицизм в отношении научного прогресса
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-11-70-75Ключевые слова:
научный прогресс, научное знание, истина, рациональность, скептицизм, релятивизм, социология знания, логический позитивизм, социальная эпистемология.Аннотация
Прогресс, истина, рациональность относятся к базовым понятиям в словаре эпистемологии и философии науки. Социологические исследования научного познания, начиная с трудов Т. Куна, Б. Барнса и Д. Блура, элиминируют эти традиционные и центральные для философии категории. Социология знания закономерно приводит к новым формам скептицизма по отношению к научному познанию, его провозглашенным идеалам и результатам. Наука изучается в ней как неотъемлемая часть культуры, а научное знание не столько обусловлено достижениями разума, трансцендентальными условиями или приобретенным опытом, как социальным авторитетом, достигнутыми соглашениями и распределением власти. В статье «Что такое научный прогресс?» А.Л. Никифоров обозначает перспективы компромисса в социологическом и философском способе рефлексии по поводу прогресса в науке. Он нужен, чтобы преодолеть релятивизм и скептические выводы в отношении научного прогресса. Ведь прогресс давно не является безусловным идеалом для человечества. А значит, он требует обновленного обоснования, особенно с позиций сочетания философских и социологических методологий. Другой важный аспект, на который обращает внимание Никифоров, заключается в концептуализациях прогресса для социогуманитарных областей. От них можно ожидать прорывных достижений в будущем, тогда как ресурсы познания физического мира исчерпаны и естественная история подходит к финишному рубежу. Самое сложное – познать самого себя. Видимо, поэтому прогресс в гуманитаристике к настоящему времени набирает силу и обещает принести вполне осязаемые, инструментальные результаты.