Понятие искусственного интеллекта и его перспективы с точки зрения философии Живой Этики

Авторы

  • Е.В. Фалёв Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, философский факультет, Москва, 119991, ГСП-1, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-10-175-186

Ключевые слова:

сознание, искусственный интеллект, Живая Этика, рассудок, разум, интуиция, скандхи, искусственные нейронные сети

Аннотация

В статье рассматривается понятие искусственного интеллекта (ИИ) с при­менением категорий и базовых принципов учения о сознании в философии Живой Этики, являющейся современной формой древней традиции изуче­ния сознания в индийской философии и духовной практике. Категориаль­ный аппарат индийской философии содержит богатый арсенал различений, который может быть с успехом применен и в современных когнитивных ис­следованиях, независимо от принятия или непринятия теоретических осно­воположений восточных учений западной наукой. В статье показано, что более точная формулировка понятий позволяет провести четкие границы между «сильным» и «слабым» ИИ, а также между тем, что теоретически возможно в отношении ИИ и что принципиально невозможно. К невозмож­ному относится создание «сильного ИИ» в классическом смысле слова как интеллекта, обладающего «представлениями». Однако более глубокое по­нимание природы сознания, выраженное в категориях ЖЭ, позволяет рас­ширить представление о границах возможного в отношении «слабого ИИ». Во-первых, ЖЭ признает «механистичность» большей части интеллекту­альных операций, а значит, даже «слабый ИИ» может теоретически выпол­нять многие операции, на выполнение которых ранее мог претендовать только сильный ИИ. Во-вторых, с точки зрения ЖЭ сознание и разумность являются неотъемлемыми внутренними потенциями материальных систем, проявляющимися в их способности к самоорганизации. Соответственно, часть признаков «искусственного» интеллекта могут быть переосмыслены как проявление имманентной «разумности» материи, что также расширяет границы возможностей в развитии ИИ. Проводятся параллели с концепция­ми разума и сознания в европейской философии (Дж. Бруно, Лейбниц, А. Бергсон, Э. Гуссерль), а также с современными концепциями системного подхода Н. Лумана и сетевого подхода Б. Латура

Загрузки

Опубликован

2021-10-31

Выпуск

Раздел

Философия и религия

Как цитировать

[1]
2021. Понятие искусственного интеллекта и его перспективы с точки зрения философии Живой Этики. Вопросы философии. 10 (Oct. 2021), 175–186. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-10-175-186.