Понятие искусственного интеллекта и его перспективы с точки зрения философии Живой Этики
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-10-175-186Ключевые слова:
сознание, искусственный интеллект, Живая Этика, рассудок, разум, интуиция, скандхи, искусственные нейронные сетиАннотация
В статье рассматривается понятие искусственного интеллекта (ИИ) с применением категорий и базовых принципов учения о сознании в философии Живой Этики, являющейся современной формой древней традиции изучения сознания в индийской философии и духовной практике. Категориальный аппарат индийской философии содержит богатый арсенал различений, который может быть с успехом применен и в современных когнитивных исследованиях, независимо от принятия или непринятия теоретических основоположений восточных учений западной наукой. В статье показано, что более точная формулировка понятий позволяет провести четкие границы между «сильным» и «слабым» ИИ, а также между тем, что теоретически возможно в отношении ИИ и что принципиально невозможно. К невозможному относится создание «сильного ИИ» в классическом смысле слова как интеллекта, обладающего «представлениями». Однако более глубокое понимание природы сознания, выраженное в категориях ЖЭ, позволяет расширить представление о границах возможного в отношении «слабого ИИ». Во-первых, ЖЭ признает «механистичность» большей части интеллектуальных операций, а значит, даже «слабый ИИ» может теоретически выполнять многие операции, на выполнение которых ранее мог претендовать только сильный ИИ. Во-вторых, с точки зрения ЖЭ сознание и разумность являются неотъемлемыми внутренними потенциями материальных систем, проявляющимися в их способности к самоорганизации. Соответственно, часть признаков «искусственного» интеллекта могут быть переосмыслены как проявление имманентной «разумности» материи, что также расширяет границы возможностей в развитии ИИ. Проводятся параллели с концепциями разума и сознания в европейской философии (Дж. Бруно, Лейбниц, А. Бергсон, Э. Гуссерль), а также с современными концепциями системного подхода Н. Лумана и сетевого подхода Б. Латура