Эпистемология йогического восприятия: школа Дигнаги – Дхармакирти
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-10-153-165Ключевые слова:
йогипратьякша, праманавада, прамана, Дигнага, Дхармакирти, инсайт, йогическое восприятие, эпистемология, достоверность, буддизм, логика, индийская философия, сотериологияАннотация
Одной из ярких особенностей индийской философской мысли в сравнении с западной является включение йогических и созерцательных практик в сферу предметов философской рефлексии. В статье рассматривается трактовка йогического опыта как предмета буддийской эпистемологии (праманавады – учения об инструментах достоверного познания). Речь идет о понятии йогического восприятия (йоги-пратьякша), формулировка которого восходит, как считается, к буддийскому философу Дигнаге, но впоследствии становится темой общеиндийских философских дискуссий. Автор анализирует подходы к проблеме статуса учения Будды о Четырех благородных истинах как основного предмета йогического восприятия. Если, согласно Дигнаге, йогическое восприятие схватывает свой предмет непосредственно, а Благородные истины передаются через слово Будды, возникает вопрос: как могут они быть предметом непосредственного постижения? В статье предлагается толкование йогического восприятия в перспективе трех этапов понимания в буддизме: 1) шраванамайи (состоящий из слушания) – запоминания текстов со слов учителя; 2) манана или чинтамайи (состоящий из размышления) – критико-аналитический дискурса по поводу формы и смысла усвоенного на предыдущей стадии; и наконец, 3) бхаванамайи (состоящий из созерцания) – индивидуальной ассимиляции результата предыдущей стадии путем многократных медитативных упражнений. В свете этого алгоритма только интеллектуальное и логико-критическое освоение буддийского учения способно создать установку сознания, которая приводит к йогическому инсайту и освобождению от перерождений – сотериологической цели буддизма