О. Мандельштам и Н. Федоров: философия времени и памяти К 130-летию со дня рождения О.Э. Мандельштама
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-10-100-111Ключевые слова:
О. Мандельштам, Н. Федоров, П. Флоренский, А. Мальро, время, культурная память, русский космизм, «живой» музей, воображаемый музей, энантиодромия, телеологическая причинность, обратная каузальность, теория прогрессаАннотация
В статье исследуются вероятностные линии преломления философских идей Николая Федоровича Федорова (1829–1903) в творчестве крупнейшего поэта Серебряного века Осипа Эмильевича Мандельштама (1891–1938), для которого русская мысль составляла предмет особого внимания (в круг его философского чтения входили, в первую очередь, сочинения русских авторов – П.Я. Чаадаева, славянофилов, К.Н. Леонтьева, В.В. Розанова, В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, В.И. Иванова, М.О. Гершензона и др.). Предлагается проанализировать поэтический цикл О. Мандельштама «Стихи о неизвестном солдате» (1937), содержащий непосредственные отсылки к «Философии общего дела» Н. Федорова, что, принимая во внимание последовательный интерес поэта к русской философской мысли, допускает возможность его знакомства с текстами «московского Сократа». Экспликацию философских взглядов Мандельштама затрудняет модернистская специфика его поэтического текста, насыщенного множеством идейно-смысловых планов, открытого для разнообразных, зачастую противоречивых толкований, в то время как соотнесение с конкретной философской концепцией требует известной однозначности. С другой стороны, та же особенность мандельштамовской поэтики позволяет уловить в ряду генерируемых ею смыслов федоровские интонации, наполнявшие интеллектуальную атмосферу времени, к «шуму» которого поэт был исключительно чуток. Преимущественным полем идейных перекличек в наследии философа и поэта оказывается область философии истории, времени и памяти. Среди прочего их взгляды сближает приверженность к специфической концепции времени, получившей кристаллизацию на почве религиозно-философских умонастроений Серебряного века и определяемой в современной исследовательской литературе понятиями «телеологическая причинность», «обратная каузальность», «энантиодромия»