Ретроспектива и перспектива принципа субъекта в исследованиях мышления школой С.Л. Рубинштейна

Авторы

  • К.А. Абульханова Институт психологии Российской академии наук

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-9-75-81

Ключевые слова:

субъект, процесс мышления, инсайт, речь, воображение, кодирование, моделирование, инициатива, познание, визуальное, развитие, искомое, стимул-реакция

Аннотация

В статье сопоставлены две линии развития теории С.Л. Рубинштейна. Первая из них связана с деятельностью ученика и постоянного сотрудника Рубинштейна, после его смерти директора Психологического института РАН А.В. Брушлинского, вторая – с деятельностью последней студентки С.Л. Рубинштейна Д.Б. Богоявленской. Если Брушлинский вводит понятие немгновенного инсайта, которым помечает инсайт, подготовленный предшествующим процессом мышления, то Богоявленская обосновывает мгновенность инсайта, описывая «вертикальную» структуру процесса мышления и соответствующий ей язык; Брушлинский вводит термин «искомое» для обозначения цели поиска решения поставленной задачи – Богоявленская идет дальше и выявляет способность субъекта к развитию деятельности по его инициативе после нахождения такого решения; Брушлинский развивает субъектно-деятельностный подход к анализу мышления – Богоявленская реализует рубинштейновский принцип творческой самодеятельности, развивая философско-психологическую теорию учителя и ее методологическое богатство.

Загрузки

Опубликован

2021-09-30

Выпуск

Раздел

Памяти Сергея Леонидовича Рубинштейна

Как цитировать

[1]
2021. Ретроспектива и перспектива принципа субъекта в исследованиях мышления школой С.Л. Рубинштейна. Вопросы философии. 9 (Sep. 2021), 75–81. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-9-75-81.