Христианство в Средиземье: Августин и Дж.Р.Р. Толкин

Авторы

  • А.С. Ильина Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, философский факультет, Москва, 119991, ГСП-1, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-9-184-193

Ключевые слова:

Августин, Толкин, первородный грех, зло, падение, христианская этика, благодать, свобода воли

Аннотация

Статья посвящена анализу тех мотивов и идей в творчестве Дж.Р.Р. Толки­на, которые он заимствует из текстов Августина и августинианской тради­ции. Наш основной тезис заключается в том, что теологические аспекты «средиземского» творчества Толкина близки к идеям Августина. Мнения Толкина и Августина схожи по многим центральным христианским пробле­мам, таким как проблема соотношения свободы воли и благодати, проблема соотношения добра и зла, проблема падения и проблема греха. Например, для Августина, как и для Толкина, падение является следствием свобод­ной воли разумного существа, которое желает занять более высокое место в иерархии творения. Это желание и Августин, и Толкин называют гор­дыней, для них гордыня является матерью всякого последующего порока. И Августин, и Толкин называют существ, которыми завладел порок, «злы­ми», однако само по себе зло и в сочинениях Августина, и в сочинениях Толкина не является сущностью. Зло «паразитирует» на сотворенном, кото­рое изначально является благом (ибо Бог творит мир благим) и разрушает его. Зло для Толкина и Августина – это небытие, отрицание бытия. Данные аспекты составляют основу системы мировоззрения Августина и Толкина.

Загрузки

Опубликован

2021-09-30

Выпуск

Раздел

Философия, религия, культура

Как цитировать

[1]
2021. Христианство в Средиземье: Августин и Дж.Р.Р. Толкин. Вопросы философии. 9 (Sep. 2021), 184–193. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-9-184-193.