Христианство в Средиземье: Августин и Дж.Р.Р. Толкин
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-9-184-193Ключевые слова:
Августин, Толкин, первородный грех, зло, падение, христианская этика, благодать, свобода волиАннотация
Статья посвящена анализу тех мотивов и идей в творчестве Дж.Р.Р. Толкина, которые он заимствует из текстов Августина и августинианской традиции. Наш основной тезис заключается в том, что теологические аспекты «средиземского» творчества Толкина близки к идеям Августина. Мнения Толкина и Августина схожи по многим центральным христианским проблемам, таким как проблема соотношения свободы воли и благодати, проблема соотношения добра и зла, проблема падения и проблема греха. Например, для Августина, как и для Толкина, падение является следствием свободной воли разумного существа, которое желает занять более высокое место в иерархии творения. Это желание и Августин, и Толкин называют гордыней, для них гордыня является матерью всякого последующего порока. И Августин, и Толкин называют существ, которыми завладел порок, «злыми», однако само по себе зло и в сочинениях Августина, и в сочинениях Толкина не является сущностью. Зло «паразитирует» на сотворенном, которое изначально является благом (ибо Бог творит мир благим) и разрушает его. Зло для Толкина и Августина – это небытие, отрицание бытия. Данные аспекты составляют основу системы мировоззрения Августина и Толкина.