Сергей Рубинштейн о методе мышления у Гегеля: неокантианская критика
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-9-90-102Ключевые слова:
С.Л. Рубинштейн, Коген, Гегель, Кант, неокантианство, метод, рационализм, дуализм, научность, философская методология, история философииАннотация
В центре внимания автора – немецкая диссертация С.Л. Рубинштейна «О проблеме метода» (1913–1914 гг.), цель которой – решение проблемы метода трансценденальной философии в ее отличии от философии Гегеля и дуалистических философских систем. После краткого описания контекста возникновения этой проблемы в 1910-х гг. по сохранившемуся в архиве экземпляру диссертации реконструируется ее общий первоначальный замысел. Далее показано, что опубликованная часть исследования Рубинштейна была первой серьезной попыткой объяснить отличие трансцендентальной логики Когена и Наторпа от того, что неокантианцы называли «абсолютным рационализмом» Гегеля. Этот вопрос стал одним из наиболее сложных вопросов философской саморефлексии марбургского неокантианства. Выяснено, что в своей критике Гегеля Рубинштейн основывается на когеновском положении об имманентности мышления и бытия, которая означает, что все бытие в смысле своей содержательной определенности является функцией мышления. В «Науке логики» Гегеля Рубинштейн находит нарушение этого принципа, а именно дуалистические черты, выражающиеся в самостоятельности бытия и мышления. Из дальнейших размышлений Рубинштейна становится ясно, что его критический тезис в адрес Гегеля о трансцендентности бытия по отношению ко всем остальным логическим определениям ориентирован на когеновскую концепцию последнего основания и его же проект открытой системы категорий. Однако для Рубинштейна осталось незамеченным, что эпистемологические различия понятия и предмета понятия, мышления и бытия преодолеваются еще в финале гегелевской «Феноменологии духа» в понятии абсолютного знания, а «Наука логики» представляет собой теорию чистого мышления, которая стремится обосновать содержательность мышления на основании методологического правила, с помошью которого одновременно раскрываются и различие бытия и мышления, и их единство с понятием чистого мышления.