Сергей Рубинштейн о методе мышления у Гегеля: неокантианская критика

Авторы

  • Н.А. Дмитриева Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград, 236016 ул. Александра Невского, д. 14; Московский педагогический государственный университет, Москва,119991, ул. Малая Пироговская, д. 14

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-9-90-102

Ключевые слова:

С.Л. Рубинштейн, Коген, Гегель, Кант, неокантианство, метод, рационализм, дуализм, научность, философская методология, история философии

Аннотация

В центре внимания автора – немецкая диссертация С.Л. Рубинштейна «О проблеме метода» (1913–1914 гг.), цель которой – решение проблемы метода трансценденальной философии в ее отличии от философии Гегеля и дуалистических философских систем. После краткого описания контекста возникновения этой проблемы в 1910-х гг. по сохранившемуся в архиве эк­земпляру диссертации реконструируется ее общий первоначальный замы­сел. Далее показано, что опубликованная часть исследования Рубинштейна была первой серьезной попыткой объяснить отличие трансцендентальной логики Когена и Наторпа от того, что неокантианцы называли «абсолют­ным рационализмом» Гегеля. Этот вопрос стал одним из наиболее сложных вопросов философской саморефлексии марбургского неокантианства. Вы­яснено, что в своей критике Гегеля Рубинштейн основывается на когенов­ском положении об имманентности мышления и бытия, которая означает, что все бытие в смысле своей содержательной определенности является функцией мышления. В «Науке логики» Гегеля Рубинштейн находит нару­шение этого принципа, а именно дуалистические черты, выражающиеся в самостоятельности бытия и мышления. Из дальнейших размышлений Рубинштейна становится ясно, что его критический тезис в адрес Гегеля о трансцендентности бытия по отношению ко всем остальным логическим определениям ориентирован на когеновскую концепцию последнего осно­вания и его же проект открытой системы категорий. Однако для Рубин­штейна осталось незамеченным, что эпистемологические различия понятия и предмета понятия, мышления и бытия преодолеваются еще в финале геге­левской «Феноменологии духа» в понятии абсолютного знания, а «Наука ло­гики» представляет собой теорию чистого мышления, которая стремится обосновать содержательность мышления на основании методологического правила, с помошью которого одновременно раскрываются и различие бы­тия и мышления, и их единство с понятием чистого мышления.

Загрузки

Опубликован

2021-09-30

Выпуск

Раздел

Памяти Сергея Леонидовича Рубинштейна

Как цитировать

[1]
2021. Сергей Рубинштейн о методе мышления у Гегеля: неокантианская критика. Вопросы философии. 9 (Sep. 2021), 90–102. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-9-90-102.