Философия соборности как прообраз «социологического консерватизма» Фердинанда Тённиса

Авторы

  • Н.К. Сюндюков СЗИУ РАНХиГС, Санкт-Петербург, 199178, Средний В.О. пр., д. 57/43

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-9-49-59

Ключевые слова:

органицизм, Gemeinschaft/Gesellschaft, соборность, единство/множественность, субстанциональность, воля, историческое, Тённис, Гоббс, славянофильство

Аннотация

В статье представлен сравнительный анализ теории Фердинанда Тённиса «Gemeinschaft/Gesellschaft» и философии соборности в трудах А.С. Хомя­кова и И.В. Киреевского. Теория Тённиса рассматривается в свете концеп­ции «социологического консерватизма» А.Ф. Филиппова. Показано, что концептуальная оппозиция «Gemeinschaft/Gesellschaft» является своеобраз­ным продолжением дискуссии о «природе социального». В этом свете ос­новные ориентиры социологии Тённиса – политические теории Аристотеля и Гоббса с акцентированием на определении «естественного состояния»
человека. На основе анализа теории Тённиса показывается, что ее сопо­ставление со славянофильством возможно по трем параметрам: апелляция к фактору субстанциональности, дихотомия «исторического» и «внеистори­ческого», использование понятия «органического». Доказано, что в контек­сте «консервативного» прочтения философии соборности её аргументация оказывается преимущественно политико-социологической

Загрузки

Опубликован

2021-09-30

Выпуск

Раздел

Философия и общество

Как цитировать

[1]
2021. Философия соборности как прообраз «социологического консерватизма» Фердинанда Тённиса. Вопросы философии. 9 (Sep. 2021), 49–59. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-9-49-59.