Философия соборности как прообраз «социологического консерватизма» Фердинанда Тённиса
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-9-49-59Ключевые слова:
органицизм, Gemeinschaft/Gesellschaft, соборность, единство/множественность, субстанциональность, воля, историческое, Тённис, Гоббс, славянофильствоАннотация
В статье представлен сравнительный анализ теории Фердинанда Тённиса «Gemeinschaft/Gesellschaft» и философии соборности в трудах А.С. Хомякова и И.В. Киреевского. Теория Тённиса рассматривается в свете концепции «социологического консерватизма» А.Ф. Филиппова. Показано, что концептуальная оппозиция «Gemeinschaft/Gesellschaft» является своеобразным продолжением дискуссии о «природе социального». В этом свете основные ориентиры социологии Тённиса – политические теории Аристотеля и Гоббса с акцентированием на определении «естественного состояния»
человека. На основе анализа теории Тённиса показывается, что ее сопоставление со славянофильством возможно по трем параметрам: апелляция к фактору субстанциональности, дихотомия «исторического» и «внеисторического», использование понятия «органического». Доказано, что в контексте «консервативного» прочтения философии соборности её аргументация оказывается преимущественно политико-социологической