Утопия в новейшем западном марксизме: аномалия, надежда, наука
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-9-25-36Ключевые слова:
практическая философия, марксизм, утопия, социология, утопистика, аналитический марксизм, социальное пространство.Аннотация
Статья посвящена проблеме утопии в новейшем марксизме. Хорошо известно, что Маркс и Энгельс противопоставляли свой «научный социализм» «утопическому социализму». Последователи Маркса долгое время придерживались ортодоксального учения. Однако уже с середины ХХ в. западные марксисты начинают рассуждать об утопии как о центральном элементе своей социальной философии. Социолог Элвин Голднер назвал это «аномалиями», которые выделились в отдельную систему критического марксизма из теоретической системы научного марксизма. Первым, кто стал писать об утопии, был Эрнст Блох. Затем к теме обратился Герберт Маркузе. С начала 1990-х гг., когда, казалось бы, марксизм находился в кризисе из-за распада Советского Союза и провала левой политики, на тему утопии начинают активно философствовать. Кроме философов (Фредрик Джеймисон, Славой Жижек) об утопии начинают писать социологи (Эрик Олин Райт, Дэвид Харви). Этот тренд в новейшем марксизме социолог Йоран Терборн назвал «американским футуризмом». Автор статьи отмечает, что левые социологи и философы отказываются от традиционного понимания утопии («готового плана») и мыслят ее по-новому. Социологи стараются рассуждать об утопии в категориях науки («реальные утопии»), в то время как философы представляют утопию как надежду, горизонт невозможного, стремление к лучшему будущему. Несмотря на то что это два разных понимания утопии, важно одно – для современных марксистов (даже «научных») утопия является одной из важнейших категорий социальной теории.