Этика Фихте о радикальном зле

  • А.К. Судаков Институт философии РАН, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.
Ключевые слова: этика, Фихте, Кант, зло, радикальное зло, дурно, косность, Я, рефлексия, влечение, чувство, природа, свобода, субъект-объект.

Аннотация

Фихте строит общую часть своей ранней этики, как философии конкретной свободы, в форме истории морального самосознания, и в процессе этого построения обнаруживает нечто такое, что вслед за Кантом может назвать «радикальным злом в человеческой природе», а именно присущую этой природе силу «инертности к рефлексии и к деятельности согласно этой ре­флексии». Шеллинг и некоторые современные авторы видят в фихтевском учении о зле как косности симптом возвращения к моральному натурализ­му Просвещения. Анализ движения моральной рефлексии Я по Фихте по­казывает, однако, что, как само Я принципиально есть для Фихте двуедин­ство, субъект-объект, так и каждое положение в движении рефлексии Я о себе хотя и обусловлено, с одной стороны, духовной инерцией человече­ской природы, однако сама инерция есть, с другой стороны, цепь, которой свобода сковывает сама себя, и потому для свободного Я, сознающего свое этическое предназначение, этой сдерживающей силы не существует, и пре­бывание в привычном (в неизменности сознания) есть «неупотребление свободы» и вина субъекта. Духовная инерция, как эмпирическое условие возможности дурного выбора, есть, тем не менее, у Фихте своеобразная ду­ховная сила, действительная даже там, где (еще) не идет речи об этическом выборе в строгом смысле слова. Упрек Шеллинга приходится признать недействительным именно потому, что история самосознания в фихтевской этике есть не столько изложение реальной последовательности, сколько трансцендентальная рефлексия оснований.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2021-08-31
Как цитировать
Судаков А. . Этика Фихте о радикальном зле // Вопросы философии. 2021. Т. № 8. С. 153–164.
Выпуск
Раздел
История философии