Инклюзивизм П. Хакера в рецепции Г. Оберхаммера
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-7-201-205Ключевые слова:
инклюзивизм, индузим, индология, Хакер, Оберхаммер.Аннотация
Статья рассматривает концепцию инклюзивизма Пауля Хакера, опираясь на одну из его поздних статей, посвященных проблематике соотношения понятий «инклюзивизм», «толерантность» и «нетолерантность». Эта концепция предполагает такой подход к пониманию взаимоотношения между религиями, в соответствии с которым лишь одна религия обладает абсолютной истиной, другие же, по крайней мере некоторые из них, также в какой-то степени ей сопричастны. Разрабатывая собственную концепцию, П. Хакер на примере индийских религий показывает взаимоотношение понятий «инклюзивизм» и «толерантность», а также обосновывает тезис о том, что инклюзивизм является характерной для индийской культуры формой мышления. П. Хакер отстаивает точку зрения, в соответствии с которой то, что в западной литературе применительно к индийской культуре обозначается как толерантность, в действительности ею не является, а представляет собой принципиально иной тип мышления. Данная концепция привлекла внимание многих специалистов-индологов, в том числе Герхарда Оберхаммера, подробно проанализировавшего понятие инклюзивизма применительно к религиозным текстам индуизма. С точки зрения Г. Оберхаммера, теория П. Хакера включает в себя положения, оставляющие возможность двоякого толкования и требующие дополнительного пояснения. Настоящая статья, вкратце излагая позднюю работу Пауля Хакера, анализирует восприятие его концепции Герхардом Оберхаммером, раскрывает основные выдвинутые им критические тезисы, а также резюмирует взгляды самого Герхарда Оберхаммера на данную концепцию.