Религиозная герменевтика Г. Оберхаммерав контексте западноевропейской философии и теологии XX в.Оберхаммер Г. Опыт трансцендентальной герменевтики религиозных традиций. Фрагмент / Пер. с нем. Крыштоп Л.Э.

Авторы

  • Л.Э. Крыштоп Российский университет дружбы народов, Москва, 117198, ул. Миклухо-Маклая, д. 6.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-7-164-176

Ключевые слова:

Оберхаммер, религиозная герменевтика, трансценденция, экзистенция, человек, откровение, Хайдеггер, Ранер, встреча.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению творчества Герхарда Оберхаммера, одного из известнейших немецкоязычных индологов и философов XX в. Наряду с исследованиями, посвященными изучению сакральных текстов религиоз­ных традиций Древней Индии, Оберхаммером написан ряд статей, посвя­щенных рассмотрению более общих философско-религиозных вопросов. На основе индологического материала Оберхаммер разрабатывает универ­сальный метод (трансцендентальная герменевтика) изучения и анализа как религиозного опыта отдельных индивидов, так и религиозных традиций, по­являющихся и развивающихся на его основе. В данной статье подробно рас­сматриваются некоторые общие философские предпосылки формируемого Оберхаммером метода трансцендентальной герменевтики религиозных тра­диций и религиозного опыта, проводится анализ философско-теологическо­го контекста творчества Оберхаммера, устанавливаются источники возмож­ного влияния на формирование и развитие мысли Оберхаммера. В ходе исследования устанавливается, что, несмотря на большое терминологическое сходство Оберхаммера и Гегеля, большее влияние на Оберхаммера оказала хайдеггерианская философская традиция, находящая свое отражение также и в теологической мысли XX в. В статье проводится сравнение взглядов Оберхаммера со взглядами Карла Ранера, другого известного философа и теолога XX в., на творчество которого существенное влияние оказалафилософия Хайдеггера. В ходе проведенного сравнения устанавливаются не только черты сходства, но также и некоторые различия философских взглядов обоих философов, основным из которых можно считать отношение к христианскому вероучению: Ранер считал, что в нем Истина является во всей полноте; Оберхаммер же не проводил существенных ценностных различий между разными религиозными традициями. К тексту статьи при­лагается небольшой фрагмент перевода программной для Оберхаммера ста­тьи «Опыт трансцендентальной герменевтики религиозных традиций».

Загрузки

Опубликован

2021-07-31

Выпуск

Раздел

Трансцендентальная герменевтика Г. Оберхаммера в истории европейской и индийской

Как цитировать

[1]
2021. Религиозная герменевтика Г. Оберхаммерав контексте западноевропейской философии и теологии XX в.Оберхаммер Г. Опыт трансцендентальной герменевтики религиозных традиций. Фрагмент / Пер. с нем. Крыштоп Л.Э . Вопросы философии. 7 (Jul. 2021), 164–176. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-7-164-176.