Исламская научная традиция и европейская мысль
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-7-72-82Ключевые слова:
ислам, научная традиция, исламизация знания, мусульманский интеллектуализм, научная дихотомия, Запад и Восток, конструктивизм, позитивизм, вестернизацияАннотация
Статья посвящена рассмотрению исламской интеллектуальной традиции с точки зрения возможности ее соотнесения с социально-гуманитарными аспектами науки, сформировавшейся в традициях европейской культуры. Поводом для исследования послужили постмодернистские трактовки процессов исламизации знания как способов преодоления дихотомии науки и религии. В основании этих трактовок – социальная, по сути, идея цивилизационной идентичности мусульман, живущих и работающих сегодня в европейских странах (в том числе и в сфере науки) и мусульман традиционного исламского Востока. Авторы, однако, связывают перспективы обновленной трактовки исламской научной традиции с возможностью ее реинтерпретации в контексте постнеклассической концепции научной рациональности. Эта концепция позволяет преодолеть доходящую до противопоставления трактовку «западного» и «восточного» знания. Авторы приходят к выводу: исламизация образования на Востоке, начатая в IX в. интеллектуалами (прежде всего из числа мусульманской уммы) на дидактических основаниях, заложенных в Коране и Сунне, подразумевала осмысление культурного статуса различных областей знания с позиций соответствующих ценностных ориентиров, что в принципе не противоречит современному пониманию науки как аксиологически ориентированной системы. Сама возможность такого рода соотнесения ценностных аспектов знания противостоит «научной маргинализации» ислама и предполагает разграничение смыслового содержания ислама как культурного регулятива, ориентирующего также и науку, и ислама как системы жестких религиозных представлений.