Исламская научная традиция и европейская мысль

Авторы

  • Н.Л. Сейтахметова Институт философии, политологии и религиоведения Комитета наукиМинистерства образования и науки Республики Казахстан,Республика Казахстан, Алматы, 050010, ул. Курмангазы, д. 29
  • А. Сагикызы Институт философии, политологии и религиоведения Комитета науки МинистеКазахский национальный университет им. аль-Фараби,Республика Казахстан, Алматы, 050040, пр. аль-Фараби, д. 71.рства образования и науки Республики Казахстан,Республика Казахстан, Алматы, 050010, ул. Курмангазы, д. 29.
  • Ж.Ж. Турганбаева Казахский национальный университет им. аль-Фараби,Республика Казахстан, Алматы, 050040, пр. аль-Фараби, д. 71.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-7-72-82

Ключевые слова:

ислам, научная традиция, исламизация знания, мусульманский интеллектуализм, научная дихотомия, Запад и Восток, конструктивизм, позитивизм, вестернизация

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению исламской интеллектуальной традиции с точки зрения возможности ее соотнесения с социально-гуманитарными аспектами науки, сформировавшейся в традициях европейской культуры. Поводом для исследования послужили постмодернистские трактовки про­цессов исламизации знания как способов преодоления дихотомии науки и религии. В основании этих трактовок – социальная, по сути, идея цивили­зационной идентичности мусульман, живущих и работающих сегодня в евро­пейских странах (в том числе и в сфере науки) и мусульман традиционного исламского Востока. Авторы, однако, связывают перспективы обновленной трактовки исламской научной традиции с возможностью ее реинтерпрета­ции в контексте постнеклассической концепции научной рациональности. Эта концепция позволяет преодолеть доходящую до противопоставления трактовку «западного» и «восточного» знания. Авторы приходят к выводу: исламизация образования на Востоке, начатая в IX в. интеллектуалами (прежде всего из числа мусульманской уммы) на дидактических основани­ях, заложенных в Коране и Сунне, подразумевала осмысление культурного статуса различных областей знания с позиций соответствующих ценност­ных ориентиров, что в принципе не противоречит современному понима­нию науки как аксиологически ориентированной системы. Сама возмож­ность такого рода соотнесения ценностных аспектов знания противостоит «научной маргинализации» ислама и предполагает разграничение смысло­вого содержания ислама как культурного регулятива, ориентирующего так­же и науку, и ислама как системы жестких религиозных представлений.

Загрузки

Опубликован

2021-07-31

Выпуск

Раздел

Философия и наука

Как цитировать

[1]
2021. Исламская научная традиция и европейская мысль. Вопросы философии. 7 (Jul. 2021), 72–82. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-7-72-82.