Лукач и Достоевский: чтение Достоевского как веха на пути к большевизму
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-7-38-49Ключевые слова:
Лукач, Достоевский, большевизм, коммунизм, революция, мораль, терроризм, революционная этика, философия жизни.Аннотация
Статья посвящена тому, какое влияние на раннего Лукача в предреволюционные годы оказало осмысление произведений великого русского писателя Ф.М. Достоевского. Оно сыграло важную роль в его переходе на позиции большевизма. Ранний Лукач подчеркивал, что Достоевский поручал выразить свою настоящую позицию своим героям-атеистам. Через призму этих героев он толковал проблему революционного терроризма, привлекая произведения Б. Савинкова. Величие Достоевского ранний Лукач видел также в том, что он первым в мировой литературе обратился к «реальности души», стал описывать именно ее, в то время как обыденная внешняя жизнь (социальные связи, социальное положение и т.д.) хотя и порождена душой, но вторична и несущественна. Эти идеи раннего Лукача являются своего рода предшественниками его будущих марксистских идей овеществления и отчуждения. Ранний Лукач яростно отрицает неподлинную обычную жизнь, но это отрицание у него пока носит метафизически-экзистенциальный характер. После своего «прыжка» в новую веру то, что он раньше понимал под «неподлинной жизнью», Лукач станет толковать через призму раннего Маркса, диалектически и социально-исторически, через категории «овеществления», социалистической революции и пролетариата как привилегированного субъекта-объекта всемирной истории. Подлинной действительностью для Лукача-марксиста будет обладать уже не индивидуальная душа, а общественная тотальность и практика. Однако характерно, что путь к безоговорочному принятию философии марксизма и большевизма лежал у Лукача в том числе через его увлечение творчеством Достоевского.