История цивилизации в России: органическое развитие versus социальный конструктивизм
Аннотация
Статья посвящена проблемам цивилизационного анализа российской истории. Отмечается, что «цивилизационный метод» вовсе не является панацеей от идеологизированного непрофессионализма и гарантией научной корректности. Крупнейшие авторитеты в области российской истории избегали применять понятие «цивилизации», а говорили либо о российском государстве (Карамзин, С. Соловьев), либо о русском народе(Полевой), либо о славянском культурно-историческом типе(Данилевский). Это доказывает, что оперирование философски насыщенным понятием «цивилизация» таит в себе помимо искушений и некоторых аналитических преимуществ еще и свои ограничения и издержки. Автор полагает, что при использовании понятия «российская цивилизация» надо учитывать и наличие в отечественной культуре большого пласта «иронической литературы» на тему избыточных генерализаций: «История села Горюхина» Пушкина, «История одного города [Глупова]» Салтыкова-Щедрина, «История села Брёхова» Можаева и т.д. Автор, опираясь на типологию цивилизаций А. Тойнби, Н. Бердяева и собственные разработки (начиная с 1980-х гг.), полагает, что цивилизационный процесс в России проходил, во-первых, в режиме «преемственности через катастрофы», а, во-вторых, протекал не только в конфронтации с иными цивилизациями, но и в острейшей борьбе со своим собственным, внутренним «варварством».