Киёдзава Манси: процессы модернизации японского буддизма и личный путь к вере
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-6-192-206Ключевые слова:
японский буддизм, Син-буддизм, модернизация буддизма, философия религии, духовное образование, Киёдзава Манси, СинранАннотация
В статье рассматриваются жизнь и идеи Киёдзавы Манси (1863–1903), одного из ведущих буддийских мыслителей Японии конца XIX – начала XX в. Он активно участвовал в процессах модернизации японского буддизма эпохи Мэйдзи (1868–1912), в его работах нашли отражение все характерные особенности трансформации буддизма: определение буддизма как учения, опирающегося на личный религиозный опыт; углубленное внимание к внутреннему миру верующего, а не к ритуалу и догматике; постоянное соотнесение буддизма и христианства и сопротивление последнему, рассматриваемому в качестве одного из инструментов продвижения колониального господства Запада. Специфика философской мысли Киёдзавы в рамках этих процессов определялась тем, что он исповедовал Син-буддизм – направление японского буддизма, основанное на почитании будды Амиды, в незапамятные времена давшего обет спасти всех верующих в него. На фоне быстрых социально-политических и духовных изменений, сопровождавших адаптацию японского общества и японского буддизма к условиям современности, Киёдзава Манси пришел от философского осмысления буддийского учения к глубокой личной вере. Свидетельством этому стало предсмертное эссе Киёдзавы «Моя вера» («Вага синнэн»), примечательное в двух отношениях. С одной стороны, в нем Киёдзава с объективностью исследователя, используя характерный для него метод глубокой интроспекции, описывает общие механизмы религиозной веры. С другой стороны, эссе можно назвать одним из выдающихся образцов личного исповедания веры. Статья предваряет перевод эссе «Моя вера».