Феноменология «Ничто» у Мартина Хайдеггера и Жан-Поля Сартра
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-6-120-130Ключевые слова:
Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Жак Лакан, экзистенциализм, феноменология, ничто, онтологияАннотация
Данная статья посвящена анализу феноменологии «Ничто» у Мартина Хайдеггера и Жан-Поль Сартра. Через рассмотрение экзистенциальной феноменологии в статье также затрагивается тематика «настроения» как философской интенциональности. Различного рода «настроения», такие как дурнота (Verstimmung), скука (Langeweile), тягота (Geworden), любопытство (Neugier), забота (Sorge), совесть (Gewissen) у Мартина Хайдеггера и тошнота (la nausée), тревога (l'anxiété), головокружение (le vertige) у Жан-Поль Сартра, рассматриваются в контексте того, какое они могут иметь значение в онтологическом смысле. Феноменологически понимаемое «настроение» как общая интенциональность к чему-либо связывается с тем, каким способом сущее способно вопросить о своей самости. Помимо этого в статье выдвигается концепция об изначальной онтологической и феноменологической «незавершенности» любого экзистенциального опыта. Именно эта незавершенность, это «всегда ещё-не» и обеспечивает экзистенциальную возможность осознать себя не только вброшенным в мир, но и отличным от общего потока сущего. Эта «ускользающая пустота» осмысливается в статье в соответствии с психоаналитической категорией «реального» (real) у Жака Лакана.