Современная европейская философия символических форм религиозного и художественного сознания
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-6-74-84Ключевые слова:
религиоведение, философия религиозного искусства, иконология, теменология, Э. Кассирер, «иконический поворот», иконика, сакральные пространства, спатиализация, А. Лефевр, гетеротопия, М. Фуко, «сакральный трансфер», духовное искусство (spiritual art), переоколдовывание искусства (re-enchantment of art).Аннотация
В статье рассматриваются философские вопросы религиозного искусства. Пересмотр теорий секуляризации в конце XX – начале XXI в. позволил говорить не только об автономности искусства в отношении религии, но также о диалоге этих двух «символических форм сознания» (согласно Э. Кассиреру) и областей культуры. Объектом исследования выступает корпус избранных текстов отечественных и зарубежных специалистов последней четверти XX – начала XXI в., работавших в смежных областях (иконология, спатиализация, семиотика культуры и искусства, философия культуры, теменология), а предметом – философские, религиоведческие, культурологические, искусствоведческие, семиотические, теологические, антропологические теории ряда авторов. Литературу, посвященную этому проблемному полю, можно подразделить на несколько категорий: 1) публикации, раскрывающие теории соотношения «секулярного» и «сакрального» в современной культуре; 2) публикации, выявляющие существенные черты современного храмостроительства и дающие широкую трактовку понятия «сакральные пространства»; 3) публикации, описывающие и анализирующие конкретные проявления диалога искусства и религии. Цель статьи – предложить широкую панораму современных теорий взаимодействия религии, архитектуры и изобразительного искусства; основными задачами являются комплексный анализ, классификация и квалификация исследовательских подходов рассматриваемых авторов.