Современная европейская философия символических форм религиозного и художественного сознания

Авторы

  • В.В. Барашков Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых,Владимир, 600000, ул. Горького, д. 87.
  • Д.А. Бегчин Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, философский факультет, Москва, 119991, ГСП-1, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4
  • И.П. Давыдов Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, философский факультет, Москва, 119991, ГСП-1, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-6-74-84

Ключевые слова:

религиоведение, философия религиозного искусства, иконология, теменология, Э. Кассирер, «иконический поворот», иконика, сакральные пространства, спатиализация, А. Лефевр, гетеротопия, М. Фуко, «сакральный трансфер», духовное искусство (spiritual art), переоколдовывание искусства (re-enchantment of art).

Аннотация

В статье рассматриваются философские вопросы религиозного искусства. Пересмотр теорий секуляризации в конце XX – начале XXI в. позволил гово­рить не только об автономности искусства в отношении религии, но также о диалоге этих двух «символических форм сознания» (согласно Э. Кассиреру) и областей культуры. Объектом исследования выступает корпус избранных текстов отечественных и зарубежных специалистов последней четверти XX – начала XXI в., работавших в смежных областях (иконология, спатиали­зация, семиотика культуры и искусства, философия культуры, теменоло­гия), а предметом – философские, религиоведческие, культурологические, ис­кусствоведческие, семиотические, теологические, антропологические теории ряда авторов. Литературу, посвященную этому проблемному полю, можно подразделить на несколько категорий: 1) публикации, раскрывающие теории соотношения «секулярного» и «сакрального» в современной культуре; 2) пуб­ликации, выявляющие существенные черты современного храмостроитель­ства и дающие широкую трактовку понятия «сакральные пространства»; 3) публикации, описывающие и анализирующие конкретные проявления диалога искусства и религии. Цель статьи – предложить широкую панораму современных теорий взаимодействия религии, архитектуры и изобразительно­го искусства; основными задачами являются комплексный анализ, классифи­кация и квалификация исследовательских подходов рассматриваемых авторов.

Загрузки

Опубликован

2021-06-30

Выпуск

Раздел

Философия, религия, культура

Как цитировать

[1]
2021. Современная европейская философия символических форм религиозного и художественного сознания. Вопросы философии. 6 (Jun. 2021), 74–84. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-6-74-84.