Лев Шестов во Франции: рецепция идей русского философа (первая половина XX в.)
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-6-45-53Ключевые слова:
русская эмиграция, Лев Шестов, история философии, рецепция, «странствование по душам», экзистенциальная философия, экзистенциализм, Ж. Батай, Б. Фондан, Р. Беспалова, А.М. Лазарев, А. Камю.Аннотация
Статья посвящена знакомству французских критиков с философией Льва Шестова, эмигрировавшего из России в 1919 г. Идеи Шестова практически сразу нашли отклик у французских читателей, и за несколько лет философ приобрел известность; он воспринимался как одна из важнейших фигурсовременной оригинальной русской мысли, сопоставимой по значимости с М. де Унамуно в Испании и Ж. де Готье во Франции. Шестов завел знакомства с французскими и европейскими интеллектуалами (Ж. Ривьером, Ж. де Готье, Л. Леви-Брюлем и др.), сотрудничал с авторитетными французскими журналами “Mercure de France”, “Nouvelle Revue française”, “Revue philosophique de la France et de l’étranger”. У Шестова появились ученики и последователи: Б. Шлёцер, Ж. Батай, Б. Фондан, Р. Беспалова, А.М. Лазарев и др. Наиболее важными для его последователей и критиков оказывается обращение философа к личностям мыслителей и писателей, а не к их идеям; «странствование по душам» как философский метод; неразрывная связь между философией и жизнью; критика разума и морали; религиозная направленность и др. Идеи Шестова становятся одним из источников экзистенциализма А. Камю, произведений А. Мальро и Г. Марселя. Особую роль в распространении идей Шестова сыграл Камю, прочно вписав его имя европейскую философскую традицию. Статья написана на основе новых материалов: в научный оборот вводятся отклики и рецензии на сочинения Шестова, вышедшие во французской периодике в 1920–1930-х гг.