Диалектика А.Ф. Лосева и Г.В.Ф. Гегеля

Авторы

  • С.А. Нижников Российский университет дружбы народов,Москва, 117198, ул. Миклухо-Маклая, д. 6.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-6-36-44

Ключевые слова:

Гегель, Лосев, диалектика, логика, абсолют, бытие, мифология, пантеизм, платонизм, трансцендентное.

Аннотация

В статье проводится сравнительный анализ понимания диалектики А.Ф. Ло­севым и Г.В.Ф. Гегелем. Вскрывается как общность подходов, так и прин­ципиальные различия. Оба мыслителя рассматривают диалектику в каче­стве универсального философского метода познания. Вместе с тем Лосев в своей интерпретации возвращается к Платону, у которого диалектика на­чинается с «одного» и «иного» (диалог «Парменид»), а не «бытия» и «ни­что» («Наука логики» Гегеля). Отечественный мыслитель выходит за грани­цы гегелевского рационализма, утверждая анагогический (возвышающий), и в своем завершении, апофатический характер диалектики, восходящий к трансцендентному началу. «Абсолютная диалектика» у него, приобретая то или иное содержание, предстает в качестве метафизики – «абсолютной мифологии». В результате этого мысль вновь встречается с бытием, преодо­левается бессодержательность, формализм и абстрактность мышления. Ло­сев вскрыл онтологический потенциал платонизма, освободив диалектику от нигилистической интерпретации. Обращение к исихазму позволило ему преодолеть как имперсонализм, так и детерминизм гегелевской логики: в основе диалектики оказывается не отрицательность, не ничто, а креатив­ность личностного начала.

Загрузки

Опубликован

2021-06-30

Выпуск

Раздел

Из истории отечественной философской мысли

Как цитировать

[1]
2021. Диалектика А.Ф. Лосева и Г.В.Ф. Гегеля. Вопросы философии. 6 (Jun. 2021), 36–44. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-6-36-44.