О доступности вещи в себе: трансцендентализм Канта и спекулятивный материализм Мейясу

Авторы

  • Ф.И. Гиренок Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова,Москва, 119991, Ленинские горы, д. 1

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-5-138-147

Ключевые слова:

спекулятивный реализм, материализм, вещь-в-себе, вещь-для-нас, воображение априори, абсолют, относительное, истина, человек, реальность, чувство, рассудок, сознание, дедукция.

Аннотация

Современная философия обнаружила неожиданный интерес к материализ­му. Чем привлекает материализм? Может быть, простотой мысли или непо­средственным усмотрением истины? Среди новых материалистов выделя­ется фигура К. Мейясу, который попытался обосновать необходимость перехода от трансцендентального и феноменологического идеализма к спе­кулятивному материализму. Но еще более неожиданным является интерес к материализму в среде молодых русских исследователей, которые без раз­думий стали волонтерами спекулятивного материализма. Чем же привлека­ет их материализм? Ответ на этот вопрос можно получить, проанализиро­вав философию Мейясу. В статье исследуется спекулятивный материализм Мейясу. Сравнивается его идея контингентности с идеей Канта о продук­тивном воображении априори. В результате автор делает вывод о том, что Мейясу не нашел ответа на вопрос, почему законы постоянны. Абсолютиза­ция фактичности, на которой настаивает Мейясу, не дает позитивного зна­ния об абсолюте. Непоследовательность Мейясу состоит в том, что абсолю­ту у него всегда предшествует антропологический по своей сути процесс абсолютизации. Автор заключает, что спекулятивный материализм привле­кает к себе своей теоретической простотой, которая, в свою очередь, зиж­дется на полной и беспощадной деантропологизации мира. В материализме К. Мейясу выражена неизбывная тоска по абсолютному. При помощи аб­солюта спекулятивные материалисты хотят вернуть природе пространство и время, забывая, что различие вещей-в-себе и для-себя основано не на аб­солютизации времени, а на присутствии субъективности. К. Мейясу от­казался от субъективности. Он выбрал абсолют. У него предмет филосо­фии – не бытие человека, а некое «быть-может».

Загрузки

Опубликован

2021-05-31

Выпуск

Раздел

История философии

Как цитировать

[1]
2021. О доступности вещи в себе: трансцендентализм Канта и спекулятивный материализм Мейясу. Вопросы философии. 5 (May 2021), 138–147. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-5-138-147.