О доступности вещи в себе: трансцендентализм Канта и спекулятивный материализм Мейясу
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-5-138-147Ключевые слова:
спекулятивный реализм, материализм, вещь-в-себе, вещь-для-нас, воображение априори, абсолют, относительное, истина, человек, реальность, чувство, рассудок, сознание, дедукция.Аннотация
Современная философия обнаружила неожиданный интерес к материализму. Чем привлекает материализм? Может быть, простотой мысли или непосредственным усмотрением истины? Среди новых материалистов выделяется фигура К. Мейясу, который попытался обосновать необходимость перехода от трансцендентального и феноменологического идеализма к спекулятивному материализму. Но еще более неожиданным является интерес к материализму в среде молодых русских исследователей, которые без раздумий стали волонтерами спекулятивного материализма. Чем же привлекает их материализм? Ответ на этот вопрос можно получить, проанализировав философию Мейясу. В статье исследуется спекулятивный материализм Мейясу. Сравнивается его идея контингентности с идеей Канта о продуктивном воображении априори. В результате автор делает вывод о том, что Мейясу не нашел ответа на вопрос, почему законы постоянны. Абсолютизация фактичности, на которой настаивает Мейясу, не дает позитивного знания об абсолюте. Непоследовательность Мейясу состоит в том, что абсолюту у него всегда предшествует антропологический по своей сути процесс абсолютизации. Автор заключает, что спекулятивный материализм привлекает к себе своей теоретической простотой, которая, в свою очередь, зиждется на полной и беспощадной деантропологизации мира. В материализме К. Мейясу выражена неизбывная тоска по абсолютному. При помощи абсолюта спекулятивные материалисты хотят вернуть природе пространство и время, забывая, что различие вещей-в-себе и для-себя основано не на абсолютизации времени, а на присутствии субъективности. К. Мейясу отказался от субъективности. Он выбрал абсолют. У него предмет философии – не бытие человека, а некое «быть-может».