Биоэтические вызовы технологий редактирования генома эмбрионов человека

Авторы

  • Р.Р. Белялетдинов Институт философии РАН, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
  • О.В. Попова Институт философии РАН, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1
  • П.Д. Тищенко Институт философии РАН, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.
  • С.Ю. Шевченко Институт философии РАН, Москва, 109240, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-5-70-82

Ключевые слова:

Х. Арендт, биоэтика, инструментализация жизни, Х. Йонас, личность, моральный статус эмбрионов человека, натальность, редактирование генома, рождение, Ю. Хабермас, экологический императив, этика ответственности.

Аннотация

Исследуются биоэтические вызовы, связанные с развитием технологий ре­дактирования генома эмбрионов человека. Отмечается роль биоэтики как сформировавшегося в 60-х гг. прошлого века форума обсуждения междисци­плинарных антропологических и этических проблем, порождаемых прогрес­сом биомедицинских технологий. Основанием противоречий и дискуссийвокруг приемлемости рассматриваемых технологий выступает ценностная амбивалентность, связанная с различием искусственного и естественного. Практически любая инновация в области биологии и медицины, и здесь тех­нологии редактирования генома не исключение, с момента своего появления попадает в эпицентр острой идейной конфронтации между сторонниками прогрессистского технологического преобразования мира и их оппонентами из лагеря экологически озабоченных людей, представляющих биоконсерва­тивные ценности. Прогрессистские идеи уточняются за счет представлений об инструментализации жизни. Биоконсервативные идеи обосновываются принципом натальности Х. Арендт, который используется Ю. Хабермасом в критике неоевгенических проектов и поддерживается в понятии экологиче­ского императива Х. Йонасом. Анализируется проблема морального статуса эмбрионов, специфические достоинства и недостатки консервативных и ли­беральных позиций, предлагается ретроактивная модель морального статуса эмбрионов, представляющая собой специфическую социальную конструк­цию. Обсуждается проект нормативного мониторинга последствий использо­вания технологий редактирования генома эмбрионов человека Ш. Ясанофф. Устанавливается его связь с идеями этики ответственности Г. Йонаса.

Загрузки

Опубликован

2021-05-31

Выпуск

Раздел

Философия и наука

Как цитировать

[1]
2021. Биоэтические вызовы технологий редактирования генома эмбрионов человека. Вопросы философии. 5 (May 2021), 70–82. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-5-70-82.