Биоэтические вызовы технологий редактирования генома эмбрионов человека
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-5-70-82Ключевые слова:
Х. Арендт, биоэтика, инструментализация жизни, Х. Йонас, личность, моральный статус эмбрионов человека, натальность, редактирование генома, рождение, Ю. Хабермас, экологический императив, этика ответственности.Аннотация
Исследуются биоэтические вызовы, связанные с развитием технологий редактирования генома эмбрионов человека. Отмечается роль биоэтики как сформировавшегося в 60-х гг. прошлого века форума обсуждения междисциплинарных антропологических и этических проблем, порождаемых прогрессом биомедицинских технологий. Основанием противоречий и дискуссийвокруг приемлемости рассматриваемых технологий выступает ценностная амбивалентность, связанная с различием искусственного и естественного. Практически любая инновация в области биологии и медицины, и здесь технологии редактирования генома не исключение, с момента своего появления попадает в эпицентр острой идейной конфронтации между сторонниками прогрессистского технологического преобразования мира и их оппонентами из лагеря экологически озабоченных людей, представляющих биоконсервативные ценности. Прогрессистские идеи уточняются за счет представлений об инструментализации жизни. Биоконсервативные идеи обосновываются принципом натальности Х. Арендт, который используется Ю. Хабермасом в критике неоевгенических проектов и поддерживается в понятии экологического императива Х. Йонасом. Анализируется проблема морального статуса эмбрионов, специфические достоинства и недостатки консервативных и либеральных позиций, предлагается ретроактивная модель морального статуса эмбрионов, представляющая собой специфическую социальную конструкцию. Обсуждается проект нормативного мониторинга последствий использования технологий редактирования генома эмбрионов человека Ш. Ясанофф. Устанавливается его связь с идеями этики ответственности Г. Йонаса.