Историческая эпистемология – триггер реформы философии познания

Авторы

  • В.Н. Порус Школа философии и культурологии Национального исследовательского университета«Высшая школа экономики», Москва, 105066, ул. Старая Басманная, д. 21/4.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-5-47-57

Ключевые слова:

историческая эпистемология, принцип историзма, историческое событие, объективность, истинность, субъект исторического познания, онтологический статус, онтологический базис.

Аннотация

Историческая эпистемология должна стать основой для переосмысления по­нятийного аппарата философии познания. Такая реформа назрела, ибо этот аппарат встречается с трудностями, когда речь идет о понимании историче­ских процессов, в том числе процессов изменения самого этого аппарата. Реформа позволит заново осмыслить такие понятия, как «историческая реальность», «историческое событие», «субъект исторического познания», «рациональная реконструкция исторического знания» и др. Принцип исто­ризма должен быть поставлен в органическую связь с принципом объектив­ности, и эта связь есть необходимая основа понимания того, что такое «ис­тинность исторических суждений». Таким образом «историзм» включается в ряд главных эпистемологических понятий и перестает быть «добавкой» к этому ряду, осуществляемой по усмотрению того или иного исследовате­ля. Все элементы этого ряда представляют собой взаимообусловленные цен­ности. Рассматриваемые вне этой взаимообусловленности, они утрачивают свой смысл и могут превращаться в антиценности. Объективность и истин­ность историчны в той же мере, в какой историзм есть необходимое условие объективности и истинности. Эти ценности существуют только в процессе непрерывного изменения исторического знания. Такое понимание системо­образующего ядра эпистемологических понятий ведет к конкретизациипонятия «субъект исторического познания», которое приобретает контексту­альный смысл, а собственно эпистемологическое исследование обогащает­ся психологическими, социологическими и экзистенциальными характери­стиками. Их взаимосвязь остается под совместным контролем принципов объективности и историзма. Реформа затрагивает также онтологию истори­ческого знания. Проблема онтологических оснований исторической теории ставится и решается в соответствии с принципом историзма.

Загрузки

Опубликован

2021-05-31

Выпуск

Раздел

Философия и наука

Как цитировать

[1]
2021. Историческая эпистемология – триггер реформы философии познания. Вопросы философии. 5 (May 2021), 47–57. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-5-47-57.