М.К. Ганди – неортодоксальный «ортодокс»

Авторы

  • Е.А. Битинайте Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков им. А.К. Серова,Краснодар, 350090, ул. Дзержинского, д. 135.

DOI:

https://doi.org/10.21146/10.21146/0042-8744-2021-4-146-156

Ключевые слова:

М.К. Ганди, традиция, реформация индуизма, неоиндуизм, модернизация, неортодоксальность, религиозный универсализм.

Аннотация

Обращение мыслителей модернизирующихся обществ к родной традиции –сложный многоаспектный процесс. Он включает попытки рационального пересмотра собственной религии, как правило, сопровождающиеся заявле­ниями реформаторов о возрождении подлинных древних основ вероучения и о собственной ортодоксальности. Характерным примером последнего служит статья М.К. Ганди «Кто является “санатани” хинду?», русский пе­ревод которой представлен вниманию читателей. И хотя вопрос о причис­лении Ганди к числу реформаторов индуизма является дискуссионным, его подход к родной религии обнаруживает много сходных черт с реформатор­ской практикой Раммохана Рая (1772–1833) и его последователей. Харак­терная для мыслителей этого периода рефлексия над своеобразием индий­ской цивилизации и, в частности, индуизма не может быть понята в отрыве от контекста модернизации, а в случае с Ганди – также антиколониальной борьбы. Встреча с Западом разделила индийское общество на тех, кто охот­но перенимал европейский стиль жизни, кто, напротив, полностью отвер­гал всё иностранное, и тех, для кого открытие нового культурного про­странства стало поводом для переосмысления прошлого и настоящего родной страны. Последние в условиях колониального кризиса не могли до­вольствоваться лишь сохранением индийской цивилизации и поставили своей целью возрождение ее былого величия. Каждый реформатор создавал собственный проект религиозного ренессанса, отталкиваясь от своих пред­ставлений о «подлинном» древнем индуизме, исказившемся со временем. Предложенные разными мыслителями этого направления, в том числе Ган­ди, трактовки индуизма объединяет стремление обнаружить в нем главные черты, роднящие его с другими религиями и определяющие его уникаль­ность, чтобы указать соотечественникам и всему миру на особую роль, ко­торую индийская цивилизация призвана играть в судьбе человечества.

Загрузки

Опубликован

2021-04-30

Выпуск

Раздел

Философия, религия, культура

Как цитировать

[1]
2021. М.К. Ганди – неортодоксальный «ортодокс». Вопросы философии. 4 (Apr. 2021), 146–156. DOI:https://doi.org/10.21146/10.21146/0042-8744-2021-4-146-156.