Представление о карме в философии индуистского тантризма. Часть I

Авторы

  • С.В. Пахомов Институт философии человека РГПУ им. А.И. Герцена,Санкт-Петербург, 197046, ул. Малая Посадская, д. 26.

DOI:

https://doi.org/10.21146/10.21146/0042-8744-2021-4-136-145

Ключевые слова:

карма, карма-мала, крия, индуизм, тантрическая философия, сансара, санскара.

Аннотация

Тантрическая интерпретация кармы во многом находится в русле общеин­дийских представлений. Карма – сложный причинно-следственный меха­низм, закабаляющий души, который и сам, в свою очередь, основан на дея­тельности этих душ. Действия души вытекают из кармических импульсов-санскар, которые подготавливают ее к определенному опыту. Тантра знает различные классификации кармы (ценностные и нейтральные) и кармиче­ских плодов, а также тел, в которые вселяются души под влиянием кармы. Карма бывает «спящей» и «разбуженной». Высший Бог управляет кармой в своих целях, обеспечивая для душ заслуженные ими условия жизни; само развертывание мира коррелирует с нарастанием кармической активности. В кашмирском шиваизме карма становится одним из трех основных видов закабаления индивидов (карма-мала) и непосредственным источником сан­сары. «Карма – причина сансары» (Абхинавагупта). Карма является час­тью вселенского ограничительного механизма – нияти(Утпаладева). Раз­личение действия, несущего кармические последствия (карма) и действия, не несущего такие последствия (крия), также может считаться тантриче­ским вкладом в представление о карме. Представители школы натхи пони­мают карму как часть физического тела и различают пять ценностно окра­шенных видов кармы.

Загрузки

Опубликован

2021-04-30

Выпуск

Раздел

Философия, религия, культура

Как цитировать

[1]
2021. Представление о карме в философии индуистского тантризма. Часть I. Вопросы философии. 4 (Apr. 2021), 136–145. DOI:https://doi.org/10.21146/10.21146/0042-8744-2021-4-136-145.