Представление о карме в философии индуистского тантризма. Часть I
DOI:
https://doi.org/10.21146/10.21146/0042-8744-2021-4-136-145Ключевые слова:
карма, карма-мала, крия, индуизм, тантрическая философия, сансара, санскара.Аннотация
Тантрическая интерпретация кармы во многом находится в русле общеиндийских представлений. Карма – сложный причинно-следственный механизм, закабаляющий души, который и сам, в свою очередь, основан на деятельности этих душ. Действия души вытекают из кармических импульсов-санскар, которые подготавливают ее к определенному опыту. Тантра знает различные классификации кармы (ценностные и нейтральные) и кармических плодов, а также тел, в которые вселяются души под влиянием кармы. Карма бывает «спящей» и «разбуженной». Высший Бог управляет кармой в своих целях, обеспечивая для душ заслуженные ими условия жизни; само развертывание мира коррелирует с нарастанием кармической активности. В кашмирском шиваизме карма становится одним из трех основных видов закабаления индивидов (карма-мала) и непосредственным источником сансары. «Карма – причина сансары» (Абхинавагупта). Карма является частью вселенского ограничительного механизма – нияти(Утпаладева). Различение действия, несущего кармические последствия (карма) и действия, не несущего такие последствия (крия), также может считаться тантрическим вкладом в представление о карме. Представители школы натхи понимают карму как часть физического тела и различают пять ценностно окрашенных видов кармы.