К чему мы должны относиться как к цели? Кантовский ответ и его современное значение

  • В.А. Чалый Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта,Калининград, 236041, ул. А. Невского, д. 14.
Ключевые слова: Кант, Просвещение, человечество, человечность, человеческий род, природа, персонализм, личность

Аннотация

Общим местом сегодняшних дискуссий в самых разных областях является признание того, что последствия ускоряющихся антропогенных изменений, среди которых и пандемии, и изменение климата, бросают вызов человече­ству и требуют от нас серьезных действий. Но таковым должно предше­ствовать понимание, чтобы стремление к безопасности в ситуации страха и неведения не подтолкнуло к мерам с прямо противоположными результа­тами. В попытках дать философское осмысление человеческой ситуации одной из самых авторитетных является кантианская позиция. «Поступай так, чтобы ты никогда не относился к человечеству, как в твоем лице, так и в лице всякого другого, только как к средству, но всегда в то же время и как к цели» – эта формула кантовского категорического императива стала общим достоянием, она явно и неявно используется в качестве верховного принципа во многих этических рассуждениях, декларациях, конвенциях, хартиях и кодексах. Вместе с тем понимание того, что означает это кантов­ское понятие, а также связанные категории автономии и достоинства, суще­ственно разнится в разных лагерях и философских школах. Цель данной статьи – постараться придать понятию человечества большую ясность пу­тем анализа, во-первых, контекста кантовской мысли, во-вторых, употреб­лений этого понятия в текстах Канта. Основной тезис статьи заключается в том, что Кант соединяет в понятии человечества сразу четыре разнород­ных, но равно необходимых смысловых значения, вступающие в сложные отношения и ценные для современных дискуссий.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2021-04-30
Как цитировать
Чалый В. . К чему мы должны относиться как к цели? Кантовский ответ и его современное значение // Вопросы философии. 2021. Т. № 4. С. 98–109.
Выпуск
Раздел
История философии