К чему мы должны относиться как к цели? Кантовский ответ и его современное значение
DOI:
https://doi.org/10.21146/10.21146/0042-8744-2021-4-98-109Ключевые слова:
Кант, Просвещение, человечество, человечность, человеческий род, природа, персонализм, личностьАннотация
Общим местом сегодняшних дискуссий в самых разных областях является признание того, что последствия ускоряющихся антропогенных изменений, среди которых и пандемии, и изменение климата, бросают вызов человечеству и требуют от нас серьезных действий. Но таковым должно предшествовать понимание, чтобы стремление к безопасности в ситуации страха и неведения не подтолкнуло к мерам с прямо противоположными результатами. В попытках дать философское осмысление человеческой ситуации одной из самых авторитетных является кантианская позиция. «Поступай так, чтобы ты никогда не относился к человечеству, как в твоем лице, так и в лице всякого другого, только как к средству, но всегда в то же время и как к цели» – эта формула кантовского категорического императива стала общим достоянием, она явно и неявно используется в качестве верховного принципа во многих этических рассуждениях, декларациях, конвенциях, хартиях и кодексах. Вместе с тем понимание того, что означает это кантовское понятие, а также связанные категории автономии и достоинства, существенно разнится в разных лагерях и философских школах. Цель данной статьи – постараться придать понятию человечества большую ясность путем анализа, во-первых, контекста кантовской мысли, во-вторых, употреблений этого понятия в текстах Канта. Основной тезис статьи заключается в том, что Кант соединяет в понятии человечества сразу четыре разнородных, но равно необходимых смысловых значения, вступающие в сложные отношения и ценные для современных дискуссий.