Полифония, историзм и релятивизм: русская философия и современная аналитическая философия политики

Авторы

  • О.Л. Грановская Дальневосточный федеральный университет, Школа искусств и гуманитарных наук,690922, Владивосток, о. Русский, п. Аякс, д. 10; Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 690014, Приморский край, Владивосток, ул. Гоголя, д. 41.

DOI:

https://doi.org/10.21146/10.21146/0042-8744-2021-4-64-74

Ключевые слова:

русская философия, плюралистический либерализм, либерализм «коллективной рациональности», делиберативная демократия, оправдательный либерализм, полифония, ценностный плюрализм, антидогматизм, критика релятивизма.

Аннотация

В статье исследованы основные направления современной аналитической философии политики в контексте идеи полифонии (плюрализма) и связан­ных с ней проблем историзма и релятивизма. Такой подход, с одной сторо­ны, решает проблему встроенности русской философии в общемировой смысловой контекст, с другой – позволяет выявить философские основания западных либеральных теорий второй половины ХХ в., основным метафи­зическим допущением которых является многообразие. Выявляется общ­ность мировоззренческих позиций аналитической политической филосо­фии и русской философской традиции, позволяющих представителям современной философии по-новому осмысливать такие социально-фило­софские проблемы, как рациональное несогласие, плюрализм ценностей, манипулирование, основания моральных суждений и др. В контексте по­лифонии и плюрализма осмыслена концепция «временного соглашения» Дж. Грея. Исследуется влияние антиномизма русской мысли на неогоббси­анцев Д. Готье и К. Байера. В контексте проблемы инерсубъективности (М. Бахтин) раскрываются основные положения концепций «коллектив­ной рациональности» К. МакМаона, Д. Шмидтца, Дж. Уолдрона, Ф. Петти и С. Хeрли. Политико-философские идеи Ю. Хабермаса – публичный дис­курс, оправдание и делиберация – исследуются в контексте проблемы кон­фликта ценностей. Проводится сравнительный анализ идеи «публичного оправдания» (Дж. Гауз), понятия «объективного горизонта ценностей» (И. Берлин), понятия «другой» (Бахтин). В контексте историзма, кото­рый выражается в понимании человека как исторического, самосозидаю­щего существа, чьи потребности меняются вместе с изменением самосозна­ния, анализируется взаимосвязь идей А. Кожева, М. Бахтина, И. Берлина, делиберативной демократии и оправдательного либерализма. Историзм про­является в постоянном разговоре с персонифицированным адресатом, или «вторым субъектом», в процессе которого формулируются идеи историка философии и позиции политического философа

Загрузки

Опубликован

2021-04-30

Выпуск

Раздел

Из истории отечественной философской мысли

Как цитировать

[1]
2021. Полифония, историзм и релятивизм: русская философия и современная аналитическая философия политики. Вопросы философии. 4 (Apr. 2021), 64–74. DOI:https://doi.org/10.21146/10.21146/0042-8744-2021-4-64-74.