Полифония, историзм и релятивизм: русская философия и современная аналитическая философия политики
DOI:
https://doi.org/10.21146/10.21146/0042-8744-2021-4-64-74Ключевые слова:
русская философия, плюралистический либерализм, либерализм «коллективной рациональности», делиберативная демократия, оправдательный либерализм, полифония, ценностный плюрализм, антидогматизм, критика релятивизма.Аннотация
В статье исследованы основные направления современной аналитической философии политики в контексте идеи полифонии (плюрализма) и связанных с ней проблем историзма и релятивизма. Такой подход, с одной стороны, решает проблему встроенности русской философии в общемировой смысловой контекст, с другой – позволяет выявить философские основания западных либеральных теорий второй половины ХХ в., основным метафизическим допущением которых является многообразие. Выявляется общность мировоззренческих позиций аналитической политической философии и русской философской традиции, позволяющих представителям современной философии по-новому осмысливать такие социально-философские проблемы, как рациональное несогласие, плюрализм ценностей, манипулирование, основания моральных суждений и др. В контексте полифонии и плюрализма осмыслена концепция «временного соглашения» Дж. Грея. Исследуется влияние антиномизма русской мысли на неогоббсианцев Д. Готье и К. Байера. В контексте проблемы инерсубъективности (М. Бахтин) раскрываются основные положения концепций «коллективной рациональности» К. МакМаона, Д. Шмидтца, Дж. Уолдрона, Ф. Петти и С. Хeрли. Политико-философские идеи Ю. Хабермаса – публичный дискурс, оправдание и делиберация – исследуются в контексте проблемы конфликта ценностей. Проводится сравнительный анализ идеи «публичного оправдания» (Дж. Гауз), понятия «объективного горизонта ценностей» (И. Берлин), понятия «другой» (Бахтин). В контексте историзма, который выражается в понимании человека как исторического, самосозидающего существа, чьи потребности меняются вместе с изменением самосознания, анализируется взаимосвязь идей А. Кожева, М. Бахтина, И. Берлина, делиберативной демократии и оправдательного либерализма. Историзм проявляется в постоянном разговоре с персонифицированным адресатом, или «вторым субъектом», в процессе которого формулируются идеи историка философии и позиции политического философа