Академическая коммуникация в научных сообществах России и Германии:форматы, нормы и ограничения
DOI:
https://doi.org/10.21146/10.21146/0042-8744-2021-4-44-48Ключевые слова:
рынок знаний, публичность науки, количественные показатели, тактика «салями», лоббизм в наукеАннотация
В статье представлены репрезентативные точки зрения и аргументы профессуры и представителей университетского менеджмента Германии на проблемы современной немецкой Академии и университетской деятельности, которые автор сравнивает с вызовами российской высшей школы в области научной коммуникации и высшего образования. В отличие от немецкого образования и науки, в Российской академии наук недостаточно развиты механизмы системной коммуникации даже внутри профессионального сообщества, отсутствуют устойчивые интердисциплинарные связи, публичная роль интеллектуалов весьма незначительна. Именно поэтому гуманитарным ученым России сложнее встраиваться в международный рынок знаний и настаивать на специфике своей деятельности – качественных критериях оценки, важности публикаций на национальном языке и традиционных формах книгоиздания. Выделены структурные элементы успешной научной коммуникации и вскрыты проблемы ее организации в России и Германии в условиях глобального рынка знаний, мировой конкуренции и новой промышленной революции, связанной с тотальной цифровизацией и автоматизацией. Осмыслена третья миссия университета – формы публичной активности университетской профессуры, представленности и доступности результатов научных исследований в массовых медиа, масштаб их обсуждения в обществе и реального влияния на социально-политические институты, индустрию и бизнес. Также обсуждаются критерии оценки научного знания в области философии и социально-гуманитарных наук, их специфика в сравнении с другими видами исследовательской и образовательной деятельности.