Философия рисков цифровизации образования: когнитивные риски и пути создания безопасной коммуникативно-образовательной среды
DOI:
https://doi.org/10.21146/10.21146/0042-8744-2021-4-17-26Ключевые слова:
риски, когнитивные риски, цифровизация, образовательное пространство, учащиеся, сознание, память, мышление, познание, коммуникацияАннотация
Неустойчивость современного цивилизационного развития и рост рисков конструктивной социоантропологической динамики ставят новые задачи перед философским познанием. Статья посвящена системной проблеме цифровизации образования и осмыслению когнитивных рисков. Методология исследования основывается на философском, психолого-педагогическом и информационно-технологическом подходах к процессу цифровизации образования, определения сущности и форм проявлений когнитивных рисков. Авторы опираются на многочисленные зарубежные и отечественные концепции информатизации (цифровизации) образования и сосредоточивают внимание на нескольких типах рисков когнитивной сферы учащихся: информационное перенасыщение, девальвация возможностей памяти, снижение уровня критического мышления. Подчеркивается вероятностный характер данных когнитивных рисков, определенных комплексом научно-методологических, организационно-методических, психолого-педагогических факторов и индивидуальных личностных, психофизиологических особенностей учащихся, которые в разной степени уязвимы для данных рисков. Итогом исследования является предложение о путях нивелирования когнитивных рисков цифровизации образования. Авторы призывают к сбалансированной стратегии и консолидированной работе всех субъектов системы образования для достижения цели – формирования безопасной коммуникативно-образовательной среды.