Философия рисков цифровизации образования: когнитивные риски и пути создания безопасной коммуникативно-образовательной среды

Авторы

  • С.А. Храпов Астраханский государственный университет, Астрахань, 414056, ул. Татищева, д. 20а
  • Л.В. Баева Астраханский государственный университет, Астрахань, 414056, ул. Татищева, д. 20а.

DOI:

https://doi.org/10.21146/10.21146/0042-8744-2021-4-17-26

Ключевые слова:

риски, когнитивные риски, цифровизация, образовательное пространство, учащиеся, сознание, память, мышление, познание, коммуникация

Аннотация

Неустойчивость современного цивилизационного развития и рост рисков конструктивной социоантропологической динамики ставят новые задачи перед философским познанием. Статья посвящена системной проблеме цифровизации образования и осмыслению когнитивных рисков. Методология исследования основывается на философском, психолого-педагогическом и информационно-технологическом подходах к процессу цифровизации образования, определения сущности и форм проявлений когнитивных рисков. Авторы опираются на многочисленные зарубежные и отечественные концепции информатизации (цифровизации) образования и сосредоточивают внимание на нескольких типах рисков когнитивной сферы учащихся: информационное перенасыщение, девальвация возможностей памяти, снижение уровня критического мышления. Подчеркивается вероятностный характер данных когнитивных рисков, определенных комплексом научно-методологических, организационно-методических, психолого-педагогических факторов и индивидуальных личностных, психофизиологических особенностей учащихся, которые в разной степени уязвимы для данных рисков. Итогом исследования является предложение о путях нивелирования когнитивных рисков цифровизации образования. Авторы призывают к сбалансированной стратегии и консолидированной работе всех субъектов системы образования для достижения цели – формирования безопасной коммуникативно-образовательной среды.

Загрузки

Опубликован

2021-04-30

Выпуск

Раздел

Философия и общество

Как цитировать

[1]
2021. Философия рисков цифровизации образования: когнитивные риски и пути создания безопасной коммуникативно-образовательной среды. Вопросы философии. 4 (Apr. 2021), 17–26. DOI:https://doi.org/10.21146/10.21146/0042-8744-2021-4-17-26.