О форме и содержании диалога “Пир” Платона (эссе)
Л. ГОБЕЧИЯ, Н. МУДРАГЕЙ
Аннотация
Более занудный и скучный для эссе заголовок было бы трудно придумать, если бы
речь не шла о диалогах Платона. Сложнейшие философские вопросы, поставленные –
впервые в истории человеческой мысли! – Платоном, исследуются им в завораживающей,
художественной, причудливой, иногда просто веселой форме. Успех диалогов обусловлен
и (как мы сегодня бы сказали) гениальным продюсерским ходом Платона – выбором на
роль ведущего talk-show Сократа. Мыслитель трагической судьбы, многомудрый, противоречиво обаятельный со своим загадочным внутренним даймоном (δαίμων). Мыслитель,
сказавший от имени нас всех “Я знаю, что я ничего не знаю” и тем самым заставивший
человечество настойчиво и упорно идти по пути поиска знания (до сих пор в пути).
На протяжении более двух с половиной тысяч лет диалог Платона “Пир” остается
в центре внимания читателей. Животрепещущая тема любви, прекрасный философскомифологемический язык, сменяющие друг друга жанры обусловили великое значение
“Пира” как для истории философии, так и для западной и мировой культур. Но обо всем
по порядку.