Русский Ницше
Ключевые слова:
постницшевское христианство, манихейство, неоязычество, “святая плоть”, “вечное возвращение”, “Второе пришествие”, Ницше-“святой”, символы у Ницше, “смерть Бога”, творчество, Дионис, Люцифер и ХристосАннотация
В статье обсуждается понимание жизни и творчества Ф. Ницше в качестве религиозного феномена мыслителями Серебряного века (Шестов, Мережковский, Бердяев, Вяч. Иванов). В связи с этим автор статьи вводит понятие постницшевского христианства – пронизанного ницшеанскими интуициями и идеями “нового религиозного сознания”. Первым поставив цель соединения христианства и язычества в перспективе Второго пришествия Христа, Мережковский заявил о Ницше как христианине нового типа. Иванов, заимствовав у Ницше неоязыческий мотив, наметил контуры дионисического мисти-ческого богословия. Роль Шестова, основоположника ницшеведения в России начала ХХ в., состоит в создании образа Ницше как религиозного учителя, открывшего новый путь к Богу. Постницшевское христианство было ничем другим как декадентским неоязыческим проектом: эту мысль автор доказывает, не только опираясь на тексты религиозных философов, но и учитывая особенности их биографий.