“Подпольность” как мессианский национализм: трагическая ошибка Достоевского

Авторы

  • С. А. Никольский

Ключевые слова:

философия, литература, человек, общество, христианство, “подполье”, мораль, любовь

Аннотация

Понять Достоевского, не рассмотрев центральную тему его творчества – тему “подпольного человека”, нельзя. “Подпольный человек” может создавать свою философию, которая, как полагал писатель, берет начало в либерализме. Но “подпольный человек” может быть таковым и в обыденной жизни. Это характерно для народного “русского большинства”. Откуда берутся обычные “подпольные люди”? Кроме как из родной почвы, пропитанной идеей особой миссии России, ей взяться неоткуда. Достоевский думал подругому, и в этом заключалась его трагическая ошибка.

Биография автора

  • С. А. Никольский

    доктор философских наук, заведующий сектором философии культуры Института философии РАН, заместитель директора Института философии РАН

Выпуск

Раздел

Из истории отечественной философской мысли

Как цитировать

[1]
2022. “Подпольность” как мессианский национализм: трагическая ошибка Достоевского. Вопросы философии. 7 (Jan. 2022), 109–120.