«Не как цари, но как служители и глашатаи истины…»: философский дискурс о пастыре в раннее Новое время
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-3-68-78Ключевые слова:
пастырь, священник, философия раннего Нового времени, «естественный свет», метод, субъективность, истина, власть, красноречиеАннотация
В статье исследуются философские основания, в соответствии с которыми в дискурсе раннего Нового времени формируется положительный образ пастыря истинной религии, противопоставленный образу священника. Основное внимание уделяется рассуждениям Гоббса, Спинозы и Пуфендорфа. Главный тезис статьи состоит в том, что механизмы манифестации истины, определяющие субъект Нового времени, являются ключевыми и для пастыря. Универсальный и субъективный «естественный свет» разума позволяет философам ясно определить основания морали. В этой связи именно учение, основанное на доказательстве и истинах, очевидных самих по себе, является главным в деятельности пастыря. Универсализация воли и власти в лице суверена позволяет установить гражданский мир. Следовательно, пастырь отстраняется от всякой власти. Возникает два требования к пастырю: положительное – когерентность его учения естественному свету разума и отрицательное – запрет на применение красноречия и любой власти принуждения, кроме силы принуждения самого разума (доказательства). В противном случае такое учение может обозначаться как суеверие, опасное для познания, морали и политики. Это вводит пастыря в сферу контроля инстанций разума (репрезентированного, например, философами) и суверена. В заключение делается предположение, что, несмотря на утопичность этого образа пастыря, логика, в рамках которой он формируется, задает границы того, что можно назвать рационально-легальным порядком религиозного лидерства, нормативным для Нового времени.