Университет Гумбольдта и его альтернативы в условиях рыночной науки
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-3-41-46Ключевые слова:
университет, зоны обмена, медиатор, философия, коммерциализация.Аннотация
В современных рейтингах учреждений высшего образования практически монопольно лидируют американские университеты (Гарвард, Стэнфорд, Принстон и др.), реализующие идею «предпринимательского университета». Классический европейский университет проигрывает в конкуренции, и идея Гумбольдтовского университета теряет кредит доверия. Авторская гипотеза состоит в том, что историческое своеобразие цивилизационных миссий, элит и форм коммуникации обусловили эти два типа университета. Сравнительная история европейских и американских университетов свидетельствует, что в первом случае ведущую роль играли философы, решая задачи культурной политики, а во втором – менеджеры, побеждая в экономической конкуренции. Европейский и американский университеты являлись в разной пропорции культурообразующими центрами и факторами экономического развития. Реформы университета обычно инициировались извне: это его конкуренты и спонсоры, политики и предприниматели. Кто именно берет на себя функции модератора в зоне обмена – ключевой вопрос для судьбы университета. Если кооперацию выстраивает менеджер, ориентированный на бизнес-модель, то университет становится воплощением академического капитализма. Если культурная политика реализуется в междисциплинарном взаимодействии самих ученых, то есть шанс соразмерить развитие университета с гуманистическими ценностями и этосом науки.