Традиционные мотивы в эстетических воззрениях трех японских философов ХХ в.:Куки Сюдзо, Караки Дзюндзо, Като Синро
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-2-175-186Ключевые слова:
японская эстетика, Нисида Китаро, Куки Сюдзо, Караки Дзюндзо, Като Синро, Ничто (му), форма катати, форма ката, сосуществование противоречий, ики (шик, дендизм).Аннотация
Статья посвящена воззрениям трех японских эстетиков ХХ в. – Куки Сюдзо, Караки Дзюндзо и Като Синро. На их примере мы убеждаемся в жизненности форм традиционного мировоззрения в современной Японии. Начиная с эпохи Мэйдзи философско-эстетические теории Запада влияли на взгляды японских мыслителей, но и по сей день традиционализм играет важную роль в японской мысли. Это касается и акцента на телесности, воплощенности человека – буддийское положение о «единстве плоти и сердца-разума» (身心一如, синдзин-итинё), и неопределенности, текучести всех форм существования вещей, отношений, эфемерности (無常, мудзё) самой жизни. Это также верно и для принятия Ничто (無, му) в качестве метакатегории философии, которую Нисида Китаро поставил в основание своей системы, объясняющей исторический мир и положение в нем человека через «тождество абсолютных противоречий», имеющих разрешение в поле Ничто. Эта философская позиция, буддийско-даосская по сути, особенно ярко присутствует в работах японских ученых, исследующих традиционную культуру своей родины и пытающихся дать современную интерпретацию ее категориям.