Традиционные мотивы в эстетических воззрениях трех японских философов ХХ в.:Куки Сюдзо, Караки Дзюндзо, Като Синро
Аннотация
Статья посвящена воззрениям трех японских эстетиков ХХ в. – Куки Сюдзо, Караки Дзюндзо и Като Синро. На их примере мы убеждаемся в жизненности форм традиционного мировоззрения в современной Японии. Начиная с эпохи Мэйдзи философско-эстетические теории Запада влияли на взгляды японских мыслителей, но и по сей день традиционализм играет важную роль в японской мысли. Это касается и акцента на телесности, воплощенности человека – буддийское положение о «единстве плоти и сердца-разума» (身心一如, синдзин-итинё), и неопределенности, текучести всех форм существования вещей, отношений, эфемерности (無常, мудзё) самой жизни. Это также верно и для принятия Ничто (無, му) в качестве метакатегории философии, которую Нисида Китаро поставил в основание своей системы, объясняющей исторический мир и положение в нем человека через «тождество абсолютных противоречий», имеющих разрешение в поле Ничто. Эта философская позиция, буддийско-даосская по сути, особенно ярко присутствует в работах японских ученых, исследующих традиционную культуру своей родины и пытающихся дать современную интерпретацию ее категориям.