Традиционные мотивы в эстетических воззрениях трех японских философов ХХ в.:Куки Сюдзо, Караки Дзюндзо, Като Синро

  • Е.Л. Скворцова Институт востоковедения РАН, Москва, 107031, ул. Рождественка, д. 12.
Ключевые слова: японская эстетика, Нисида Китаро, Куки Сюдзо, Караки Дзюндзо, Като Синро, Ничто (му), форма катати, форма ката, сосуществование противоречий, ики (шик, дендизм).

Аннотация

Статья посвящена воззрениям трех японских эстетиков ХХ в. – Куки Сюд­зо, Караки Дзюндзо и Като Синро. На их примере мы убеждаемся в жиз­ненности форм традиционного мировоззрения в современной Японии. Начиная с эпохи Мэйдзи философско-эстетические теории Запада влияли на взгляды японских мыслителей, но и по сей день традиционализм играет важную роль в японской мысли. Это касается и акцента на телесности, во­площенности человека – буддийское положение о «единстве плоти и серд­ца-разума» (身心一如синдзин-итинё), и неопределенности, текучести всех форм существования вещей, отношений, эфемерности (無常мудзё) самой жизни. Это также верно и для принятия Ничто (му) в качестве метакатегории философии, которую Нисида Китаро поставил в основание своей системы, объясняющей исторический мир и положение в нем чело­века через «тождество абсолютных противоречий», имеющих разрешение в поле Ничто. Эта философская позиция, буддийско-даосская по сути, осо­бенно ярко присутствует в работах японских ученых, исследующих тради­ционную культуру своей родины и пытающихся дать современную интер­претацию ее категориям.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2021-02-28
Как цитировать
Скворцова . . . Е. . Традиционные мотивы в эстетических воззрениях трех японских философов ХХ в.:Куки Сюдзо, Караки Дзюндзо, Като Синро // Вопросы философии. 2021. Т. № 2. С. 175‒186.
Выпуск
Раздел
Философская мысль Японии