Традиционные мотивы в эстетических воззрениях трех японских философов ХХ в.:Куки Сюдзо, Караки Дзюндзо, Като Синро

Авторы

  • Е.Л. Скворцова Институт востоковедения РАН, Москва, 107031, ул. Рождественка, д. 12.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-2-175-186

Ключевые слова:

японская эстетика, Нисида Китаро, Куки Сюдзо, Караки Дзюндзо, Като Синро, Ничто (му), форма катати, форма ката, сосуществование противоречий, ики (шик, дендизм).

Аннотация

Статья посвящена воззрениям трех японских эстетиков ХХ в. – Куки Сюд­зо, Караки Дзюндзо и Като Синро. На их примере мы убеждаемся в жиз­ненности форм традиционного мировоззрения в современной Японии. Начиная с эпохи Мэйдзи философско-эстетические теории Запада влияли на взгляды японских мыслителей, но и по сей день традиционализм играет важную роль в японской мысли. Это касается и акцента на телесности, во­площенности человека – буддийское положение о «единстве плоти и серд­ца-разума» (身心一如, синдзин-итинё), и неопределенности, текучести всех форм существования вещей, отношений, эфемерности (無常, мудзё) самой жизни. Это также верно и для принятия Ничто (無, му) в качестве метакатегории философии, которую Нисида Китаро поставил в основание своей системы, объясняющей исторический мир и положение в нем чело­века через «тождество абсолютных противоречий», имеющих разрешение в поле Ничто. Эта философская позиция, буддийско-даосская по сути, осо­бенно ярко присутствует в работах японских ученых, исследующих тради­ционную культуру своей родины и пытающихся дать современную интер­претацию ее категориям.

Загрузки

Опубликован

2021-02-28

Выпуск

Раздел

Философская мысль Японии

Как цитировать

[1]
2021. Традиционные мотивы в эстетических воззрениях трех японских философов ХХ в.:Куки Сюдзо, Караки Дзюндзо, Като Синро. Вопросы философии. 2 (Feb. 2021), 175‒186. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-2-175-186.