Учение Тэндай в поэзии Дзиэна (на материале цикла «Касуга хякусю со:»)
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-2-165-174Ключевые слова:
Дзиэн, поэзия вака, школа Тэндай, буддийская теория, божества камиАннотация
Мы рассмотрим вопрос, как буддийские философские идеи интерпретировались в средневековой Японии и излагались на японском языке, в японской поэзии вака. Исследование основано на анализе цикла стихотворений «Касуга хякусю со:» монаха Дзиэна (1155‒1225), возглавлявшего буддийскую школу Тэндай. Тексты данного поэтического цикла проливают свет на некоторые основополагающие черты японского буддизма: определяют место японских божеств ками в системе буддийского учения, разворачивают пространственно-временную концепцию сангоку-маппо:, отстаивают представление о Японии как «земле божеств». Разбор отдельных стихотворений Дзиэна позволяет детально проследить, как сложные буддийские идеи передавались средствами японского поэтического слова. Цикл «Касуга хякусю со:» явился подношением в святилище Касуга, в котором почитались родовые божества рода Фудзивара. В связи с этим цикл также отражает историософские взгляды Дзиэна, который считал, что особенно важная роль семьи Фудзивара в истории Японии была установлена богиней Аматэрасу.