Цивилизационный расизм и возможность исторических исследований в рамках цивилизационного подхода

Авторы

  • А.В. Щипков Философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова,Москва, 119991, ГСП-1, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4.

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-2-53-64

Ключевые слова:

гегемония, колониализм, культурно-исторический субъект, метанарратив, неконвенциональный субъект, неоколониализм, панамериканизм, пананглизм, протестантизм, сакральное насилие, цивилизационный расизм, экстерриториальная кратократия.

Аннотация

В статье рассматривается влияние идей цивилизационного расизма на уни­версалистские и цивилизационные подходы в исторической науке. Англо-американская гегемония в области культуры, политики и науки, по мнению автора, девальвирует оба подхода, не позволяет соответствовать требовани­ям чистой научности. Цивилизационный расизм рассматривается как ре­зультат секулярной трансформации англосаксонского протестантизма и его взаимодействия с колониалистскими практиками. Согласно логике статьи, англосаксонский вариант расизма следует считать модельным для всего за­падного общества. Его признаками являются мифы цивилизационного пре­восходства, принцип экстерриториальной кратократии, сакральное насилие и выбор сакральной жертвы из числа «неконвенциональных субъектов», идея цивилизаторской миссии. Цивилизационный расизм рассматривается как метанарратив и «привилегированное означающее» в культуре. В буду­щем будет расти значение цивилизационного подхода в связи с тенденцией к макрорегионализации мировых процессов.

Загрузки

Опубликован

2021-02-28

Выпуск

Раздел

Философия, культура, общество

Как цитировать

[1]
2021. Цивилизационный расизм и возможность исторических исследований в рамках цивилизационного подхода. Вопросы философии. 2 (Feb. 2021), 53–64. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-2-53-64.