Цивилизационный расизм и возможность исторических исследований в рамках цивилизационного подхода
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-2-53-64Ключевые слова:
гегемония, колониализм, культурно-исторический субъект, метанарратив, неконвенциональный субъект, неоколониализм, панамериканизм, пананглизм, протестантизм, сакральное насилие, цивилизационный расизм, экстерриториальная кратократия.Аннотация
В статье рассматривается влияние идей цивилизационного расизма на универсалистские и цивилизационные подходы в исторической науке. Англо-американская гегемония в области культуры, политики и науки, по мнению автора, девальвирует оба подхода, не позволяет соответствовать требованиям чистой научности. Цивилизационный расизм рассматривается как результат секулярной трансформации англосаксонского протестантизма и его взаимодействия с колониалистскими практиками. Согласно логике статьи, англосаксонский вариант расизма следует считать модельным для всего западного общества. Его признаками являются мифы цивилизационного превосходства, принцип экстерриториальной кратократии, сакральное насилие и выбор сакральной жертвы из числа «неконвенциональных субъектов», идея цивилизаторской миссии. Цивилизационный расизм рассматривается как метанарратив и «привилегированное означающее» в культуре. В будущем будет расти значение цивилизационного подхода в связи с тенденцией к макрорегионализации мировых процессов.