Гумбольдт, натурфилософия и университет как универсум
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-2-19-23Ключевые слова:
Гумбольдт, натурфилософия, органическая жизнь, университет, образование, Шиллер, Кант, ГетеАннотация
В статье анализируется научный путь Александра Гумбольдта. Ученый проводил исследования на стыке науки и философии, ставил эксперименты по изучению органической жизни, проверяя свою теорию «жизненной силы». Результатом его работы стало сочинение «О раздраженном мускульном и нервном волокне». В философском эссе «Жизненная сила, или Родосский гений» раскрывается литературный талант Гумбольдта. Здесь в литературной форме вновь поднимается проблема «жизненной силы» и понимания сущности жизни. И это не случайно, так как тексты Гумбольдта носят завершенный эстетический характер, что позволяет ему как ученому в явлениях природы уловить саму жизнь. Бытие, природа, по мнению ученого, не разделимы на отдельные части и их разделение носит чисто предметный характер, тогда как сама природа представляет собой единое целое. Такое понимание целостности природы, частью которой является человек, лежит и в центре проекта модели университетского образования, которую он вместе с братом Вильгельмом Гумбольдтом основал в Берлине и главным принципом которой стало единство фундаментальных исследований и преподавания. Впоследствии такая установка позволила университетам стать одновременно научными центрами своей страны, выполняя в том числе и государственные задачи. В статье отмечена высокая оценка научных изысканий Гумбольдта не только его современниками философами, но и литераторами, в частности такими величинами, как Гете и Шиллер.