Идеи, традиции и «высшие личности»: представление об истории в русской философии. Статья первая: П. Чаадаев, А. Пушкин, А. Герцен, Ф. Достоевский
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-1-111-121Ключевые слова:
культурные традиции, высшие личности, Европа и Россия, история.Аннотация
В статье доказывается, что представление об историческом развитии человечества, которое выражено в «Философических письмах» П.Я. Чаадаева, стало универсальной моделью понимания истории для всей последующей русской религиозной философии. Согласно Чаадаеву смысл истории заключается в постепенном отказе людей от эгоистической свободы, от личной независимости, от приверженности материальным целям и в полном подчинении божественной силе, действующей в мире и приводящей людей к соединению друг с другом и с духовной реальностью. Результатом этого процесса должно стать возникновение совершенного человечества. Субъектами истории, направляющими ее ход, являются немногочисленные «высшие личности»; они порождают великие идеи, которые превращаются в традиции и тем самым становятся могущественными силами воздействия на людей. А.С. Пушкин разделял представление Чаадаева о том, что историю определяют немногие «высшие личности», обладающие мистической связью с Богом, с высшей реальностью. Значение культурных традиций в истории подчеркивал А.И. Герцен, однако он считал, что Европа перестала следовать своим традициям и это ведет ее к гибели. Ф.М. Достоевский вслед за Герценом утверждал, что Европа отреклась от своего предназначения быть культурным центром человечества, теперь Россия должна стать таким центром и вести человечество по пути культурного творчества и духовного единения. Историческое развитие человечества Достоевский также видел как результат деятельности отдельных «высших личностей», орудиями которых являются «высшие идеи».