«Это те же слова, только наоборот…»: истоки фантастической киноэстетики Кеннета Энгера

  • П.Г. Носачев Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова: культурология, религиоведение, философия религии, мас­совая культура, западный эзотеризм, киноэстетика, Кеннет Энгер, Алистер Кроули.

Аннотация

В статье проводится анализ творчества известного американского киноре­жиссера, одного из пионеров послевоенного киноавангарда – Кеннета Энге­ра. Сначала систематизируется творческий путь Энгера, выделяются его ос­новные вехи и подробно анализируются принципы режиссерских приемов и базовые элементы его киноэстетики. Затем выявляется религиозная осно­ва творчества Энгера, берущая свое начало в эзотеризме Алистера Кроули. В статье подробно анализируются три фильма, несущие на себе очевидное влияние идей Кроули («Inauguration of the Pleasure Dome», «Invocation Of My Demon Brother» и «Lucifer Rising»), рассматриваются прямые связи Кроули и Энгера, влияние идеи и символов О.Т.О. на его творчество. В за­ключительной части статьи проводиться цельная реконструкция киноэсте­тики Энгера, сочетающая в себе как технические и эстетические приемы, так и их религиозную основу. Выделяются несколько ключевых для пони­мания языка Энгера аспектов учения Кроули: представление о Высшем Я, символизм света и учение об эоне Гора. Выдвигается гипотеза о том, что Энгер деконструировал мысль Кроули, возведя ее к христианским истокам, и воссоздал эстетику христианства, сам того не понимая.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2020-12-31
Как цитировать
Носачев П. «Это те же слова, только наоборот…»: истоки фантастической киноэстетики Кеннета Энгера // Вопросы философии. 2020. Т. № 1. С. 77-87.
Выпуск
Раздел
Философия, религия, культура