«Это те же слова, только наоборот…»: истоки фантастической киноэстетики Кеннета Энгера
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-1-77-87Ключевые слова:
культурология, религиоведение, философия религии, массовая культура, западный эзотеризм, киноэстетика, Кеннет Энгер, Алистер Кроули.Аннотация
В статье проводится анализ творчества известного американского кинорежиссера, одного из пионеров послевоенного киноавангарда – Кеннета Энгера. Сначала систематизируется творческий путь Энгера, выделяются его основные вехи и подробно анализируются принципы режиссерских приемов и базовые элементы его киноэстетики. Затем выявляется религиозная основа творчества Энгера, берущая свое начало в эзотеризме Алистера Кроули. В статье подробно анализируются три фильма, несущие на себе очевидное влияние идей Кроули («Inauguration of the Pleasure Dome», «Invocation Of My Demon Brother» и «Lucifer Rising»), рассматриваются прямые связи Кроули и Энгера, влияние идеи и символов О.Т.О. на его творчество. В заключительной части статьи проводиться цельная реконструкция киноэстетики Энгера, сочетающая в себе как технические и эстетические приемы, так и их религиозную основу. Выделяются несколько ключевых для понимания языка Энгера аспектов учения Кроули: представление о Высшем Я, символизм света и учение об эоне Гора. Выдвигается гипотеза о том, что Энгер деконструировал мысль Кроули, возведя ее к христианским истокам, и воссоздал эстетику христианства, сам того не понимая.