«Это те же слова, только наоборот…»: истоки фантастической киноэстетики Кеннета Энгера

Авторы

  • П.Г. Носачев Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-1-77-87

Ключевые слова:

культурология, религиоведение, философия религии, мас­совая культура, западный эзотеризм, киноэстетика, Кеннет Энгер, Алистер Кроули.

Аннотация

В статье проводится анализ творчества известного американского киноре­жиссера, одного из пионеров послевоенного киноавангарда – Кеннета Энге­ра. Сначала систематизируется творческий путь Энгера, выделяются его ос­новные вехи и подробно анализируются принципы режиссерских приемов и базовые элементы его киноэстетики. Затем выявляется религиозная осно­ва творчества Энгера, берущая свое начало в эзотеризме Алистера Кроули. В статье подробно анализируются три фильма, несущие на себе очевидное влияние идей Кроули («Inauguration of the Pleasure Dome», «Invocation Of My Demon Brother» и «Lucifer Rising»), рассматриваются прямые связи Кроули и Энгера, влияние идеи и символов О.Т.О. на его творчество. В за­ключительной части статьи проводиться цельная реконструкция киноэсте­тики Энгера, сочетающая в себе как технические и эстетические приемы, так и их религиозную основу. Выделяются несколько ключевых для пони­мания языка Энгера аспектов учения Кроули: представление о Высшем Я, символизм света и учение об эоне Гора. Выдвигается гипотеза о том, что Энгер деконструировал мысль Кроули, возведя ее к христианским истокам, и воссоздал эстетику христианства, сам того не понимая.

Загрузки

Опубликован

2020-12-31

Выпуск

Раздел

Философия, религия, культура

Как цитировать

[1]
2020. «Это те же слова, только наоборот…»: истоки фантастической киноэстетики Кеннета Энгера. Вопросы философии. 1 (Dec. 2020), 77–87. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-1-77-87.