Опыт Александрийской библиотеки в контексте экономики знаний

  • М.Ю. Опенков Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Архангельск
  • Е.В. Кудряшова Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Архангельск
  • Л.А. Жгилева Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, Архангельск
Ключевые слова: Александрийская библиотека, Мусейон, викиномика, эко­номика знаний, научное сотрудничество, академическая коллаборация, фи­лософия науки, Исидор Севильский, Дон Тапскотт, Энтони Д. Уильямс.

Аннотация

В статье рассматривается новое представление о знании, которое возникает как результат активного взаимодействия представителей научного сообще­ства и бизнес-корпораций. Авторы проводят анализ возможного варианта взаимодействия бизнеса и научного сообщества в рамках обновленной ин­формационной среды – викиномики, описанной Доном Тапскоттом и Эн­тони Д. Уильямсом. Высказывается предположение, что мировое научное и интеллектуальное пространство способно объединиться и развиваться в виде новой формы – виртуальной Александрийской библиотеки. Авторы рассматривают систему Александрийского Мусейона, состоящего из музея, библиотеки и храма наук, которая способствовала сотрудничеству ведущих ученых, их воспитанников и прогрессу научного знания. Феномен антично­го мусейона характеризуется как космос. Средневековый энциклопедизм, формировавший иную, новую картину мира, представлен примером творче­ства Исидора Севильского – святого покровителя компьютеров, компью­терщиков и пользователей Интернета. В статье показано, что опыт Алек­сандрийской библиотеки идет дальше, чем современная архивация знания, и касается процессов создания и развития знания в целях прогрессивно­го развития науки и технологий. Эра коллаборативной науки ускоряет тем­пы развития науки и образования, осуществляется поиск новых решений нестандартных проблем. Закрытые иерархические подходы к производству и использованию знаний уходят в прошлое. Расширяется и усложняется практика научного сотрудничества, основанного на открытости, пиринге и обмене информацией. Авторы приходят к выводу, что сегодня происходит формирование нового единого космоса знания. Способность к самооргани­зации усиливает человеческие возможности находить, доставлять, сортиро­вать, оценивать, отбирать знания, увеличивать и развивать их. Ученый дол­жен гармонично включиться в этот процесс и стать конкурентоспособным, иначе он потеряет себя в цифровом и научном мире. Площадкой коллабора­ции может стать сеть университетов и академических структур. В кризис­ных ситуациях такая сеть способна обеспечить непрерывную трансляцию знания.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
Опубликован
2020-12-31
Как цитировать
Опенков М., Кудряшова Е., Жгилева Л. Опыт Александрийской библиотеки в контексте экономики знаний // Вопросы философии. 2020. Т. № 1. С. 44-54.
Выпуск
Раздел
Философия и наука