Рецепция кантовской гносеологии в неосхоластике:концепция Ж. Бальмеса

Авторы

  • Р.В. Савинов Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-1-172-180

Ключевые слова:

кантианство, томизм, философия, неосхоластика, неото­мизм, метафизика, критицизм, трансцендентализм

Аннотация

Статья посвящена испанскому мыслителю Ж. Бальмесу, представителю ранней неосхоластики. В центре внимания – интерпретация кантовского учения о познании, которую Бальмес предложил в IV книге своей «Фунда­ментальной философии». Показано, что вопреки в целом отрицательному от­ношению к Канту и философии критицизма, которое сложилось к 1830-м гг. в католической интеллектуальной культуре, Бальмес не только всерьез изу­чает и оценивает результаты кантовской критики, но и находит множество точек соприкосновения критицизма и схоластики, для чего предпринимает масштабное переописание кантовской теории познания в терминах схола­стики. Вместе с тем он предлагает критику кантовской философии, опира­ющуюся на ресурсы схоластической традиции, что позволяет интегрировать развитый Кантом трансцендентальный анализ познания в состав методов схоластической философии. Вместе с тем, Бальмес стремился восстановить возможность метафизического познания, в результате чего он исключает ряд важных моментов кантовской концепции: априорность, задающую гра­ницы чувственности и разума, меняя ее на подвижный и динамичный «дея­тельный разум» (entendimento agente), и трансцендентальный субъект, ко­торый у Бальмеса сменяется «универсальным разумом» (razón universal). В заключение показано, что интерпретация Ж. Бальмеса имела глубокое влияние на развитие понимания Канта в неосхоластике и неотомизме.

Загрузки

Опубликован

2020-12-31

Выпуск

Раздел

История философии

Как цитировать

[1]
2020. Рецепция кантовской гносеологии в неосхоластике:концепция Ж. Бальмеса. Вопросы философии. 1 (Dec. 2020), 172–180. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-1-172-180.