Рецепция кантовской гносеологии в неосхоластике:концепция Ж. Бальмеса
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-1-172-180Ключевые слова:
кантианство, томизм, философия, неосхоластика, неотомизм, метафизика, критицизм, трансцендентализмАннотация
Статья посвящена испанскому мыслителю Ж. Бальмесу, представителю ранней неосхоластики. В центре внимания – интерпретация кантовского учения о познании, которую Бальмес предложил в IV книге своей «Фундаментальной философии». Показано, что вопреки в целом отрицательному отношению к Канту и философии критицизма, которое сложилось к 1830-м гг. в католической интеллектуальной культуре, Бальмес не только всерьез изучает и оценивает результаты кантовской критики, но и находит множество точек соприкосновения критицизма и схоластики, для чего предпринимает масштабное переописание кантовской теории познания в терминах схоластики. Вместе с тем он предлагает критику кантовской философии, опирающуюся на ресурсы схоластической традиции, что позволяет интегрировать развитый Кантом трансцендентальный анализ познания в состав методов схоластической философии. Вместе с тем, Бальмес стремился восстановить возможность метафизического познания, в результате чего он исключает ряд важных моментов кантовской концепции: априорность, задающую границы чувственности и разума, меняя ее на подвижный и динамичный «деятельный разум» (entendimento agente), и трансцендентальный субъект, который у Бальмеса сменяется «универсальным разумом» (razón universal). В заключение показано, что интерпретация Ж. Бальмеса имела глубокое влияние на развитие понимания Канта в неосхоластике и неотомизме.