Нейронаука в поисках смыслов: мозг как барокко?

Авторы

  • Т.В. Черниговская Санкт-Петербургский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-1-17-26

Ключевые слова:

илософия сознание, мозг, искусство, восприятие, муль­тидисциплинарность, психофизическая проблема

Аннотация

В статье рассматривается современный нейрофизиологический подход к изу­чению высших психических функций человека и дается оценка его фунда­ментальных ошибок. Показывается, как важна для мульдисциплинарных исследований механизмов работы мозга продуманность и философское обоснование самой постановки вопроса. Объединение усилий представите­лей разных наук дает качественно новое знание. Гиперсети, когнитомы че­ловека – эти вершины биологической эволюции – не могут быть изучены простой мультипликацией технических характеристик единиц и правил, ха­рактерных для других биологических видов. Изучать мозг можно только в соединении средств нейронаук и гуманитарного знания. Когнитивные науки не сделают парадигмального скачка, если не посмотрят совсем в дру­гую сторону – в сторону высших проявлений человеческого гения. Мозг че­ловека не устроен как машина Тьюринга и не работает по принципу сти­мул – реакция, принципы его работы скорее схожи с принципами барокко: он выхватывает из фона лица и объекты, высвечивает необычные черты мира. Мозг не просто обрабатывает информацию, он ее создает. Исследуя нейронные сети в надежде понять смысл того, что происходит в мозгу, по­нять проблему сознания, мы идем по неправильному пути.

Загрузки

Опубликован

2020-12-31

Выпуск

Раздел

Философия и наука

Как цитировать

[1]
2020. Нейронаука в поисках смыслов: мозг как барокко?. Вопросы философии. 1 (Dec. 2020), 17–26. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-1-17-26.