Образование будущего: репродуктивно-продуктивный переход
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-1-5-16Ключевые слова:
эпистемология, онтология, общество знаний, Реформация, образование, репродуктивно-продуктивный переход, классно-урочная система, проблемно-познавательное образование.Аннотация
Образование будущего есть фундаментальный вопрос современности, определяющий горизонт мышления общества и об обществе. Общество знаний, играя роль горизонта, выводит существо вопроса к способности образования культивировать творческую функцию мышления. В статье на онтологическом уровне рассматривается проблема трансформации образования от репродуктивных к продуктивным формам работы со знанием (репродуктивно-продуктивный переход). Главенствующей репродуктивной моделью современного образования является классно-урочная (лекционно-семинарская) система. Дан анализ институализации классно-урочного образования в реформационный период XVI в. и определены ключевые дидактические и организационные принципы, заложенные Ф. Меланхтоном в его основу. Приведены аргументы, исключающие квалификацию в качестве гуманистов деятелей образования эпохи Реформации. Для объяснения процесса трансформации образования введено понятие эпистемической доминанты. Показано, что репродуктивно-продуктивный переход принадлежит сущности нашего времени. Устойчивость классно-урочной системы объяснена опорой на существенную часть образовательных универсалий, имеющих вневременной характер. На основе теории не-куновских парадигм показана связь репродуктивно-продуктивного перехода со сдвигом в онтологических основаниях феномена образования – формах, способах, функциях и генерализации его бытия.