Образование будущего: репродуктивно-продуктивный переход

Авторы

  • А.О. Карпов Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-1-5-16

Ключевые слова:

эпистемология, онтология, общество знаний, Реформа­ция, образование, репродуктивно-продуктивный переход, классно-урочная система, проблемно-познавательное образование.

Аннотация

Образование будущего есть фундаментальный вопрос современности, опре­деляющий горизонт мышления общества и об обществе. Общество знаний, играя роль горизонта, выводит существо вопроса к способности образования культивировать творческую функцию мышления. В статье на онтологиче­ском уровне рассматривается проблема трансформации образования от ре­продуктивных к продуктивным формам работы со знанием (репродуктивно-продуктивный переход). Главенствующей репродуктивной моделью совре­менного образования является классно-урочная (лекционно-семинарская) система. Дан анализ институализации классно-урочного образования в ре­формационный период XVI в. и определены ключевые дидактические и орга­низационные принципы, заложенные Ф. Меланхтоном в его основу. Приведе­ны аргументы, исключающие квалификацию в качестве гуманистов деятелей образования эпохи Реформации. Для объяснения процесса трансформации образования введено понятие эпистемической доминанты. Показано, что ре­продуктивно-продуктивный переход принадлежит сущности нашего време­ни. Устойчивость классно-урочной системы объяснена опорой на существен­ную часть образовательных универсалий, имеющих вневременной характер. На основе теории не-куновских парадигм показана связь репродуктивно-про­дуктивного перехода со сдвигом в онтологических основаниях феномена об­разования – формах, способах, функциях и генерализации его бытия.

Загрузки

Опубликован

2020-12-31

Выпуск

Раздел

Статьи

Как цитировать

[1]
2020. Образование будущего: репродуктивно-продуктивный переход. Вопросы философии. 1 (Dec. 2020), 5–16. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-1-5-16.