Эмансипирующий потенциал образования: критическая традиция в философии образования
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-1-192-202Ключевые слова:
философия образования, критическая традиция, эмансипация, критическая теория, критическая педагогикаАннотация
В статье осуществлена реконструкция критической традиции в философии образования на основе обзора зарубежных исследований, в которых образование анализируется с позиций социальной критики, рассматриваются факторы деформации смыслов образования и дегуманизации образовательных отношений, способы легитимации неравенства средствами образования. В качестве смыслового узла для описания указанной традиции авторами выбрана проблематика эмансипирующего потенциала образования как условия формирования самостоятельного зрелого мышления, развития субъектности и подлинной автономии индивида. В обзоре обозначены основные линии развития критической рефлексии над образованием, проанализированы и сопоставлены различные аспекты идеи эмансипаторного образования, связанные с критической педагогикой. Отдельный акцент сделан на принципиальной для критической традиции проблеме инструментализма в образовании, а также вопросе о возможности достижения равенства и преодоления скрытых механизмов власти в отношениях субъектов образования. В статье обосновывается вывод о значении обращения к критической традиции анализа образования для понимания современных тенденций в образовании, связанных с доминированием неолиберальной логики в оценке его эффективности.