Эмансипирующий потенциал образования: критическая традиция в философии образования

Авторы

  • Т.В. Сохраняева Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
  • И.Д. Замоткин Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

DOI:

https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-1-192-202

Ключевые слова:

философия образования, критическая традиция, эманси­пация, критическая теория, критическая педагогика

Аннотация

В статье осуществлена реконструкция критической традиции в философии образования на основе обзора зарубежных исследований, в которых обра­зование анализируется с позиций социальной критики, рассматриваются факторы деформации смыслов образования и дегуманизации образователь­ных отношений, способы легитимации неравенства средствами образования. В качестве смыслового узла для описания указанной традиции авторами выбрана проблематика эмансипирующего потенциала образования как усло­вия формирования самостоятельного зрелого мышления, развития субъект­ности и подлинной автономии индивида. В обзоре обозначены основные линии развития критической рефлексии над образованием, проанализирова­ны и сопоставлены различные аспекты идеи эмансипаторного образования, связанные с критической педагогикой. Отдельный акцент сделан на прин­ципиальной для критической традиции проблеме инструментализма в обра­зовании, а также вопросе о возможности достижения равенства и преодо­ления скрытых механизмов власти в отношениях субъектов образования. В статье обосновывается вывод о значении обращения к критической тра­диции анализа образования для понимания современных тенденций в обра­зовании, связанных с доминированием неолиберальной логики в оценке его эффективности.

Загрузки

Опубликован

2020-12-31

Выпуск

Раздел

Научная жизнь

Как цитировать

[1]
2020. Эмансипирующий потенциал образования: критическая традиция в философии образования. Вопросы философии. 1 (Dec. 2020), 192–202. DOI:https://doi.org/10.21146/0042-8744-2021-1-192-202.