Аксиологические векторы смысложизненных стратегий человека и социума в поэзии казахских жырау
DOI:
https://doi.org/10.21146/0042-8744-2020-12-209-218Ключевые слова:
культура, поэзия жырау, ценности, рыцарство, воин-батыр, этос, национальные традиции, номад, личность, человек, социум.Аннотация
В статье выявлено место поэзии средневековых казахских сказителей-жырау в системе мировой героической поэзии, воспевшей рыцарский этос и прославившей реальных и мифических героев. Показано, что в отличие от идеала европейского рыцаря в этосе степного воина-батыра, каким он предстает в поэзии жырау, достигается гармоничное сочетание культур соперничества и сотрудничества, стремление к личному превосходству и к свободной кооперации для достижения общих целей. В самих истоках устной мифопоэтической культуры казахов, в пословицах и поговорках, легендах и эпосе
заложено рефлексивно-мировоззренческое начало, что предопределяет ее свободный, открытый миру и иным культурам характер и вместе с тем самоуглубленность, креативную самообращенность. Данная отличительная черта традиционной культуры казахского народа и его духовно-нравственного, интеллектуального развития, становления национального самосознания ярко проявляется как в устном народном творчестве, так и в философских размышлениях выдающихся казахских мыслителей на всем протяжении многовековой культурной истории Великой Степи. Героический эпос становится нравственно-формирующим фактором жизнедеятельности благодаря тому, что задает социально и духовно санкционированные нормативные образцы личности, продуцирует достойные подражания, целостные модели поведения и образа жизни.